Kontekst.lv разбирался, как латвийская фирма стала предметом международного беспокойства.
Заправка судов танкером Zircone латвийской компании Fast Bunkering стала предметом повышенного внимания и беспокойства руководства сразу четырех стран.
Причиной ажиотажа стал репортаж шведского телеканала SVT. Журналисты установили, что танкер Zircone периодически выходит с грузом судового топлива из латвийского порта Вентспилс, а затем недалеко от острова Готланд заправляет суда т.н. «теневого флота» России.
Kontekst.lv рассказывал об этом накануне.
По состоянию на четверг, 11 апреля, по данным сайта о движении судов в режиме реального времени Marine Traffic, танкер встал на якорь в Балтийском море недалеко от шведского острова Готланд. В четверг на Готланде как раз завершилась встреча министров иностранных дел Северных стран и Балтии.
Глава шведского министерства иностранных дел Тобиас Биллстрём заявил, что Швеция на уровне ЕС будет заниматься вопросом ограничения способности «теневого флота» перемещаться по Балтийскому морю. Аналогичные обязательства взяли на себя и министры других стран.
Правительство Латвии также опасается, что латвийская компания использует российское топливо. «Обход санкций в Латвии является уголовным преступлением», — заявил SVT заместитель госсекретаря латвийского МИД Анджейс Вилюмсонс.
«Нам придется углубиться в детали, чтобы понять нюансы, потому что, к сожалению, не все запрещено санкционными правилами ЕС, поэтому мы должны расследовать, — является ли это просто продажей топлива или передачей российской нефти», — отметил представитель латвийского МИД.
Беспокойство из-за сложившейся ситуации выразили также главы внешнеполитических ведомств Эстонии и Финляндии.
Что такое «теневой флот»
По подсчетам шведских журналистов, 52 из 56 кораблей, которые заправлялись с танкера Zirсone у Готланда, находились на пути в Россию или из России. В основном это нефтяные танкеры, которые являются частью т.н. российского «теневого флота», состоящего из старых экологически опасных судов, используемых в торговле российской нефтью.
По определению Европейской комиссии, в состав «теневого флота» (shadow fleet) входят старые суда, которые принадлежат неизвестным владельцам или структурам, которые скрывают бенефициаров. Они участвуют в торговле подпадающей под санкции нефтью или другой продукцией с использованием различных обманных методов.
Откуда берется топливо для «теневого флота»
В Вентспилсе расположен крупнейший на Балтийском море терминал для приема с моря, хранения и экспорта нефти и нефтепродуктов с общим объемом резервуаров 1,195 млн тонн. Собственником терминала на протяжении многих лет является международный трейдер Vitol. В распоряжении Vitol находятся также мощности экс-терминала Ventbunkers - для хранения и экспорта нефтепродуктов, в том числе судового топлива.
Операции по бункеровке судов у острова Готланд проводит компания Fast Bunkering, зарегистрированная в Латвии, об эстонских и российских бенефициарах которой kontekst.lv рассказывал ранее. По данным SVT, деятельность танкера Zircone проверял военно-морской флот Швеции и Береговая охрана страны.