Вторник, 26 ноября
Рига +6°
Таллинн +8°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Почему Латвия вырвалась в лидеры по инфляции в еврозоне

© pixabay.com

Как война и последствия COVID-19 спровоцировали рост цен на товары и услуги в Латвии, и может ли это запустить в экономике кризисные процессы, проанализировала Neatkarīga.

Хорошей новостью весны 2023 года стало замедление инфляция в Латвии, Эстонии и Литве. Впрочем, одна из причин этого замедления в том, что возможности кошельков находятся на грани. Кроме того, инфляция в Латвии остается одной из самых высоких и в ЕС, и в зоне евро. По данным Евростата, в марте 2023 года этот показатель в Латвии составил 17,2% (против 20,1% в феврале), в Эстонии — 15,6% (17,8% в феврале), в Литве — 15,2% (17,2% в феврале). Среди государств ЕС выше инфляция только в Венгрии, где за март она составила 25,6%. Приближается по показателям к странам Балтии Польша с мартовской инфляцией в 15,2%. Однако Венгрия и Польша не относятся к зоне евро.

В апреле инфляция в Латвии снизилась до 15%, и пока что это самый высокий показатель среди государств, которые показали свою отчетность за апрель.

«Основным фактором высокой инфляции в Латвии в прошлом году были высокие цены на энергию и продукты питания. Тарифы на отопление по Латвии уже снижаются, и цены на топливо — тоже по сравнению с предыдущим годом. Это главный фактор, почему инфляция сейчас снижается и будет продолжать снижаться до конца года. Но пока внутренние цены продолжают расти, а инфляция цен на услуги остается выше 10%», — говорит Мартиньш Аболиньш, экономист Citadele Bank.

скриншот

Высокая инфляция может запустить в экономике кризисные процессы, предупреждает финансовый аналитик Елена Домуз. «Инфляция в пределах 5-7% является здоровым показателем для рынков, но если инфляция превышает 10%, в экономике могут начинаться негативные процессы, связанные с рецессией. При инфляции выше 5-7% покупатели должны тратить больше денег на самые простые товары, например продукты питания или оплату коммунальных расходов, и не могут позволить себе приобрести что-то более дорогое, допустим одежду», — отмечает она. Предприятия, которые шьют или продают одежду, при этом недополучают прибыль, и при негативных сценариях в экономике могут обанкротиться.

Ранее Neatkarīga писала, что покупательная способность жителей Латвии исчерпывает себя.

Цены же на основные товары растут. По данным Дайниса Гашпуйтиса, экономиста банка SEB, в апреле уровень потребительских цен в Латвии вырос на 0,3%. Наибольшее влияние на изменение уровня цен оказали одежда и обувь (+0,4 п.п.), продукты питания (+0,1 п.п.), алкоголь и табак (+0,1 п.п.), а также жилье (-0,2 п.п.). «В мае инфляция снизится до чуть более 10%, а в июне уже упадет до однозначных цифр. Наиболее острым вопросом для домохозяйств по-прежнему будут цены на продукты питания, рост которых скоро исчерпает себя, а в некоторых группах должно произойти и падение цен», — прогнозирует Гашпуйтис.

Однако в ряде стран еврозоны после падения в марте инфляция вернулась к росту в апреле. Такая картина наблюдается в Австрии, Италии, Франции и Нидерландах, где подорожание в апреле возобновилось. В этих государствах показатели инфляции находятся в пределах 6,9-9,6% за апрель.

В Евросоюзе в марте инфляция снизилась с 9,9% годовых до 8,3% годовых, в еврозоне это сокращение произошло с 8,5% до 6,9%.

Экономический пост-ковид

Высокий уровень инфляции в годы после локдауна присутствовал во всем мире. Можно сказать, что резкое повышение цен — это нормальная реакция экономики на дополнительные выплаты в период COVID-19. Во время локдауна государства ЕС начали поддерживать свои бизнесы и граждан через социальные выплаты и дотации. Это происходило за счет увеличения долговых обязательств правительств, что было необходимо для обеспечения экономики.

«Государствами была выпущена дополнительная масса денег, которая увеличила спрос на внутреннем рынке. Спрос увеличился, а предложение не выросло. Потому что в период ковида произошел обрыв технологических цепочек, сокращение производства. Два эти фактора накладываются друг на друга», — говорит финансовый аналитик Анатолий Дробязко.

Дайниса Гашпуйтиса также считает, что в последние годы сложились явно благоприятные условия для роста цен. «Во время и после пандемии цены повышались под влиянием факторов спроса и предложения. Предложение сократилось из-за сокращения производства, усугубляемого перебоями в мировых товарных потоках. Экспансионистская фискальная и денежно-кредитная политика также повысила спрос на товары. Примерно в середине 2021 года энергетическая ситуация становилась все более напряженной, особенно в отношении природного газа и электроэнергии в Европе», — рассказывает экономист банка SEB.

По его словам, компании оказались в ситуации, когда увеличились практически все составляющие затрат, и с начала 2021 года довольно успешно начали перекладывать расходы на потребителей.

Рост инфляции потребовал от центробанков увеличения процентных ставок — как в Федеральной резервной системе, так и в Европейском центробанке. Это повысило стоимость кредитов для предприятий. «Возникла проблема “зомби-экономики”, в которой предприятия не могут обслуживать кредиты по новым ценам. Поэтому США и ЕС двигаются в сторону рецессии, сокращения роста ВВП. Следствием чего является безработица, закрытие предприятий и естественный экономический кризис», — говорит Анатолий Дробязко.

Война и энергетический кризис

Следующим фактором, который вызвал высокие показатели инфляции, стал кризис с энергоносителями, вызванный войной в Украине. «Основные расходы жителей Латвии приходятся на энергоносители и продукты питания, что не так выражено в других странах Европы, поскольку в Европе пропорция трат на развлечения и услуги существенно больше. С началом войны цены на энергоносители достигли небывалых высот, что означало большой шок для Латвии как энергозависимой страны (особенно от России). Для латвийских жителей это отразилось и в счетах за коммунальные услуги и в ценах на полках магазинов», — рассказывает Ренат Локометс, стратегический партнер Venture Faculty.

По его словам, рост стоимости энергоресурсов и продуктов приводит к необходимости роста заработных плат в частном и государственном секторе, что, в свою очередь, опять же приводит к росту стоимости услуг и так далее. «Зимой в Латвии было предпринято несколько мер государственной поддержки, особенно связанных с отоплением и электроэнергией для населения и бизнеса, что позволило многим пережить эту зиму без относительно больших трудностей», — говорит Ренат Локометс.

Монопольный сговор?

Важно отметить, что одной из причин лидерства Латвии в уровне инфляции в ЕС может быть монопольный сговор на некоторых рынках. В таком случае без участия антимонопольных органов вряд ли получится сдержать уровень роста цен. К сожалению, до сих пор правительство не предпринимало достаточных мер для ограничения роста цен.

«Правительство избегало использовать административные инструменты для ограничения роста цен, например на коммунальные услуги. Но часть высокой инфляции нельзя объяснить, особенно это касается цен на продукты питания, которые выросли больше, чем мировые цены. Можно допустить, что компании использовали эту ситуацию для повышения цен по неким другим причинам», — говорит Мартиньш Аболиньш, экономист Citadele Bank.

Эти причины могут не иметь экономических обоснований и требуют отдельного изучения в сферах, в которых государство не регулирует в достаточной мере вопросы конкуренции. Например, телекоммуникации и другие сервисные секторы экономики могли поднимать стоимость услуг без достаточного основания.

Факторы снижения инфляции

Влияние на гармонизацию инфляции оказывает определенность в отношении цен на энергоносители, которые с начала войны находились в состоянии большой неопределенности. «Наряду со снижением потребления газа, его замещением альтернативными ресурсами, а также прогнозируемым увеличением мощностей по производству энергии, на рынке энергоресурсов появилась определенность, позволяющая прогнозировать цены, которые в осенне-зимний период 2022/2023 года полностью не поддавались контролю. В настоящее время мы наблюдаем нормализацию ситуации. Это также позволяет местным предпринимателям более рационально планировать свои расходы, что, в свою очередь, отразилось на нормализации цен на потребительские товары и услуги», — рассказывает Локометс.

Несколько факторов указывают на то, что инфляция продолжит снижаться. Но начало этого года удивило медлительностью сокращения.

«Европейские компании увеличили расходы из-за цен на энергоносители. Повышение процентных ставок ослабляет спрос, поскольку снижает покупательную способность домохозяйств. Это сводит на нет положительный эффект пандемии, когда экспансионистские меры помощи повысили спрос. Цены на некоторые сырьевые товары снизились, но остаются значительно выше допандемического уровня. Цены на газ и электроэнергию упали, особенно в Европе. Ситуацию облегчают более низкие фрахтовые ставки и более эффективное функционирование мировой торговли», — говорит Дайнис Гашпуйтис.

Война в Украине также привела к росту военных заказов для ЕС и, как следствие, к росту спроса на металл, химическую продукцию и так далее. Идет развитие всех предприятий, которые участвуют в создании боеприпасов и обеспечении армий. «Рецессия — новый вызов для больших экономик. Как ни парадоксально, активизация ВПК может стать одним из путей ее преодоления», — говорит Анатолий Дробязко.