Рынок беспилотных летательных аппаратов в Латвии переживает бурный рост. Основные игроки ожидают увеличения прибыли в пять раз по итогам 2023 года. Но некоторые производители готовятся уйти с латвийского рынка из-за особенностей местного бизнес-климата.
По оценкам аналитиков Barclays, мировой рынок коммерческих беспилотников к 2025 году достигнет 40 миллиардов долларов — это в 10 раз больше показателей 2018 года. Сегодня беспилотники используются в энергетике, строительстве, транспортной сфере, экологии и сельском хозяйстве, телекоммуникации и других сферах, но активнее всего — на войне. Почти 70% производства и применения дронов приходится на военный сектор.
В Европейском Союзе заметным игроком стала Латвия. Здесь работают три относительно крупных завода и несколько более мелких предприятий: они производят линейку крупных, средних и легких аппаратов коммерческого назначения. При этом наша страна — пятый производитель оригинальных беспилотников в мире после Китая, США, Швейцарии и Германии. Латвийские дроны на 80% созданы внутри страны, на основе местных разработок и комплектующих. Такой уровень локализации сегодня в состоянии обеспечить только Китай. Кроме производителей аппаратов, в Латвии работают создатели программных решений, которые также поставляются на экспорт.
Латвийский рынок молодой и до полноценной конкуренции с Китаем еще далеко. Но преимущество китайских производителей — лишь в массовом производстве и более низкой цене: они отстают от современных направлений развития коммерческих дронов. И здесь открывается окно возможностей для Латвии — предлагать клиентам более современные характеристики аппаратов по приемлемой цене.
Если покупателей в Европе не так много по причине бюрократической зарегулированности полетов беспилотников, то другие страны весьма привлекательны для местных производителей. По мнению директора по инновациям люксембургского посевного венчурного фонда the Untitled vc. Константина Синюшина (фонд развивает латвийскую фабрику средних беспилотников Fixar Aero), целевой экспортный рынок для Латвии — Латинская Америка, Африка, Ближний Восток, Индия и даже страны азиатско-тихоокеанского региона, за исключением Китая. А продукция компании Atlas Dynamics (владеет фабрикой по производству дронов в Риге) экспортируется в Японию, Сингапур, Корею, Норвегию, Великобританию и по всей Европе.
Все это способствует росту индустрии. Общие налоговые платежи отрасли с 2019 по 2022 год, по данным Lursoft, выросли почти в два раза с 2,2 млн до 4,3 млн евро. Основные игроки рынка (UAV Factory, Fixar Aero, Atlas Dynamics) показывают рост числа рабочих мест и налоговых отчислений. У Fixar и Atlas, например, в прошлом году число работников увеличилось в два раза, а налоговые отчисления в бюджет Fixar в 2022-м — в три раза больше, чем в 2021 году.
В 2023 году ожидается рост выручки в пять раз даже без учета военных заказов. Там возможен и десятикратный рост, поскольку между производством и получением денег проходит более длительный срок, прогнозирует Константин Синюшин.
Война в Украине выступила всемирным драйвером интереса военных к продукции беспилотников самых разных классов и разного назначения. Если обычно военный сегмент становится главным источником инноваций, которые потом доходят до гражданского сектора, то в ситуации с беспилотниками все случилось ровно наоборот. Все ранее достигнутые инновации по ним в гражданском применении оказались востребованными у военных, пропустивших потенциал малых беспилотных аппаратов. Эти устройства оказались много дешевле любой продукции, возникшей в военном секторе.
Беспилотные летательные аппараты — это не только бытовые квадрокоптеры, которые используются в разведке и обеспечивают украинским военным беспрецедентный уровень оперативной осведомленности. Это также и промышленные дроны, несущие гранаты, боевые беспилотники и дроны-смертники. Применение боевых дронов Bayraktar оказало существенное влияние на первом этапе войны в Украине. Используемые с российской стороны дроны-камикадзе иранского производства тоже являются серьезной военной угрозой. Беспилотники самолетного типа летают на сверхнизких высотах и недоступны для систем ПВО.
Генеральный директор и основатель компании Atlas Dymanics Иван Толчинский отмечает: «Украина сейчас имеет впечатляющий опыт современной войны. Это может сильно помочь в улучшении качества продукции и создании новых дронов, приспособленных к таким нуждам. В прошлом году Atlas Dynamics поставила украинским войскам в общей сложности 300 трехроторных беспилотников Atlas Pro. Латвия тоже не осталась в стороне и сегодня имеет самый большой в Европе флот дронов у военных.
Толчинский добавляет, что хотя Atlas Dynamics давно сотрудничает с Министерством обороны Украины и модели Atlas Pro были специально адаптированы к потребностям украинских солдат, первые недели после российского вторжения показали, что не все возможности дронов соответствовали реалиям войны, и пришлось вносить радикальные изменения. Украинские операторы дронов хотели иметь более мощные батареи и больше возможностей для группировки. Новые системы управления позволяют запускать и контролировать 50 таких дронов одновременно.
В этом году Atlas Dynamics открывает в Украине центр исследований и разработок, а позже и производство в сотрудничестве с украинским Министерством обороны.
Индустрия в основном развивается за счет частных инвестиций. Государство участвует в поддержке производства беспилотников по линии Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) и фонда развития Altum. Но, по словам Константина Синюшина, есть более важное и бесплатное для государства решение, которое существенно поможет развитию рынка беспилотников и укрепит позиции Латвии. «Вовлеченность правительства в оптимизацию регуляторной сферы помогла бы молодой отрасли совершенно бесплатно. А заодно еще и поддержала бы имидж Латвии как одного из мировых центров создания дронов и привлекла в страну таланты и инвестиции из-за рубежа. Например, маленькое даже lна фоне Латвии герцогство Люксембург за несколько лет стало одним из центров космических стартапов только за счет того, что смогло предложить лучшие в Европе регуляторные условия».
Сегодня из-за сложностей в области регуляции тормозятся прежде всего исследовательские и испытательные полеты. Из-за этого многие компании сегодня присматриваются к полигонам в не входящих в ЕС странах, таких как Черногория и Швейцария. Но удаленность испытательных полигонов от центров проектирования и производства неудобна по соображениям экономики и логистики. И здесь поддержка правительства могла бы усилить позиции Латвии на европейском рынке.
По мнению инвесторов, Латвия смогла выстроить оптимальную налоговую систему и взаимоотношения местных и иностранных предпринимателей с государством. Здесь есть прекрасные учебные заведения, готовящие молодые кадры в области технологий и бизнеса. Помимо дронов, в стране активно развивается производство электроники, композитных материалов и робототехники. Однако существуют уникальные специалисты, которых было бы полезно привлекать со стороны, в том числе и для передачи опыта. И не хватает более простой и быстрой процедуры для оформления в Латвии голубой карты — разрешения на работу и проживание с семьей высококвалифицированных специалистов. Сегодня это занимает от полугода, и ни один уникальный специалист столько ждать не будет.
Отдельная история — банковская сфера. Некоторые предприятия, такие как UAV Factory и Atlas Dynamics, производят дроны двойного назначения. Известна история, когда в 2022 году Swedbank заблокировал движение денег по сделке Atlas по производству разведывательных дронов для Министерства обороны Украины. Заказ был срочным, договор составлен с благотворительным фондом, который оплатил его криптовалютой. «Так как Министерству обороны Украины сейчас тяжело будет перевести такую большую сумму, то вместо него это делает благотворительный фонд. Эта организация сказала, что у них сейчас есть пожертвования и они готовы дать их Atlas Dynamics на создание дронов. Но в биткоинах», — пояснил Иван Толчинский в интервью на Латвийском радио. Все это стало серией «красных флажков» для скандинавского банка, и счета были заблокированы. Только после скандала в СМИ, в ходе которого Иван Толчинский даже грозился перенести производство в Германию или Нидерланды, и вмешательства Министерства обороны Латвии, ситуация разрешилась и средства были разблокированы. Многие банки в Латвии не работают с обслуживанием сделок двойного назначения либо проводят длительные проверки при их реализации.
В компании Fixar оптимистично смотрят на возможности Латвии и покидать страну пока не намерены. Напротив, они считают, что сюда можно и нужно приводить новые иностранные компании и иностранных технологических предпринимателей, для чего в Латвии есть множество объективных предпосылок. «Здесь можно получить довольно высокое качество жизни при невысоких по европейским меркам налогах и стоимости жизни, — уверен Константин Синюшин. — В реальном секторе, в отличие от интернет-бизнеса, вывезти работающую здесь компанию на этапе серийного производства практически невозможно. Также Латвия нравится привлеченным сюда иностранным специалистам из многих стран мира».
Основатель Atlas Dynamics Иван Толчинский считает, что если экономическая политика останется прежней, то перенос производства становится вероятным. Другие страны создают более удобные условия, включая низкие налоги и поддержку государства: «Нам поступали предложения и от Польши, и от Англии, и от Голландии. Из преимуществ — более низкие налоги, специалисты и, конечно, рабочие площади. Это привлекает компании».
При этом происходят естественные в международном бизнесе процессы смены контролирующих собственников за счет привлечения иностранных инвесторов. Хотя война в Украине и здесь вносит свои коррективы. Так, люксембургский венчурный фонд the United vc закрыл свой офис в Риге. Местный офис осуществлял коммуникацию с командами стартапов из России, Беларуси и Украины. Но после начала войны границы Латвии закрылись для специалистов из России и Беларуси, а с украинскими профессионалами удобнее, с точки зрения логистики, работать из офиса в Люксембурге. При этом фонд продолжает развивать портфельные проекты в Латвии, которые включают не только завод беспилотников Fixar Aero, но и перспективные стартапы в области водородной энергетики.
Беспилотники — перспективное направление для экономики Латвии. Высокая степень локализации, наличие уникальных разработок и высокий спрос делают эту нишу привлекательной. Но, как часто у нас бывает, отсутствие должной поддержки со стороны властей заставляет компании задумываться о переносе производства в другие страны. Если Латвия не позаботится о развитии этой сферы, в том числе и через упрощение регулирования, помощь с переездом специалистов и выделение площадей для производства, мы можем лишиться индустрии дронов и утратить позиции на глобальном рынке. И тогда проект «Латвийский беспилотник» может пополнить коллекцию историй неудач, которая уже насчитывает немало экспонатов.