Понедельник, 25 ноября
Рига +7°
Таллинн +8°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Шведская недвижимость, война в Украине, высокая инфляция. Что опустошает латвийские кошельки

© F64

В том, что с экономикой Латвии не все гладко, можно убедиться, попросту взглянув на ценники в магазинах. Детально риски страны описаны в «Обзоре финансовой стабильности в 2022 году», выпущенном Банком Латвии.

Rus.nra.lv ознакомился с отчетом и объясняет, что беспокоит его авторов и как это отразится на потребителях и домохозяйствах.

Начнем с хороших новостей. Мировая экономика медленно, но приходит в себя после шока пандемии и вторжения России в Украину. Уровень безработицы невелик, рабочих мест достаточно, зарплата продолжает расти. Но быстрее восстановиться не получается из-за высокой инфляции. Ее в 2022 году активно подпитывали рост цен на продукты и энергоносители, свою роль сыграли и карантины в Китае. Хотя сейчас пандемия преодолена, а цены на энергетическом рынке вернулись к довоенным показателям, специалисты дают очень осторожные прогнозы роста экономики, а значит, и уровня жизни простых граждан.

По оценкам МВФ, приведенным в отчете Банка Латвии, рост мирового ВВП составил 3,4% в 2022 году, а в 2023-м может достигнуть 2,8%. В развитых странах, особенно в еврозоне, прогнозы еще более сдержанные. В Германии и некоторых государствах Северного и Балтийского регионов (Швеция, Эстония, Литва) экономисты предвидят небольшое падение ВВП.

Больше всего Банк Латвии беспокоят меры по обузданию инфляции, в частности повышение процентных ставок во второй половине года, которое продолжилось и в 2023 году. Это увеличило уязвимость заемщиков в Европейском союзе и зоне евро, в том числе и в Латвии.

Уязвимость соседей повышает риски в Латвии

Говоря о стабильности финансового сектора в Латвии, эксперты Банка Латвии с тревогой рассматривают не только глобальные рынки, но и ситуацию у соседей — в Скандинавских странах. Крупнейшие коммерческие банки Латвии либо, как Swedbank и SEB, фактически работают как балтийские отделения одноименных скандинавских компаний, либо имеют акционеров из стран Скандинавии, как Luminor. Эти банки можно назвать системообразующими в Латвии, а значит, финансовый сектор нашей страны зависит от развития событий в «материнских» компаниях.

Во время пандемии присутствие стабильных иностранных инвесторов стало большим плюсом. Но теперь на первый план вновь вышла уязвимость финансовой системы Северных стран. «Слабыми звеньями» эксперты Банка Латвии называют несбалансированное развитие рынка жилья у соседей по региону, высокую задолженность домохозяйств, а также зависимость ведущих банков от рыночного финансирования и крупных вложений в коммерческую недвижимость.

Дополнительные опасения были вызваны колебаниями цен на энергоносители. «Учитывая геополитический контекст, риски кибератак и других крупномасштабных неожиданных сбоев в работе финансовой инфраструктуры в странах Северной Европы остаются высокими», — говорится в «Обзоре финансовой стабильности в 2022 году». При ухудшении ситуации в Северной Европе материнские банки в Скандинавии будут прежде всего решать проблемы местных вкладчиков, а не латвийских, как показал опыт кризиса 2008 года.

Мост разрушен пошли окольными путями?

На восточной границе буквально все не в порядке. В напряженной геополитической ситуации вместо реализации лозунга «Латвия как мост между Западом и Востоком» срочно пришлось закрывать движение по «мосту» в буквальном смысле. Было закрыто пассажирское воздушное сообщение, ожидалось, что сойдут на нет грузоперевозки через латвийские порты, где товары из России занимали порядка 80-90% от грузооборота.

Каспарс Крафтс / F64

Но ожидаемого разрыва экономических связей в 2022 году не произошло. Наоборот, в первую половину 2022-го российские грузы буквально заполонили латвийские порты. Не все из них удалось вывезти, примером чему стали более 100 тысяч тонн минеральных удобрений компании «Уралкалий», застрявших в Латвии почти на год. Но некоторые грузы собственники сумели подвести под «стратегически важные» для Евросоюза, и их поставки продолжались и после начала войны: например, ЕС полностью отказался от закупок российского угля лишь в августе 2022 года. Продолжался импорт природного газа и даже увеличился импорт сжиженного газа — пропано-бутановой смеси. Объем последней нельзя рассматривать как полностью потребленный в Латвии, потому что «балонный газ» часто увозили на польских или украинских газовозах в Украину. Все это, безусловно, поддержало общий объем импорта. В итоге, если по данным Центрального статистического управления Латвии, в 2021 году Латвия экспортировала в Россию товаров на 1,197 миллиарда евро, то в 2022 году этот показатель составил 1,194 миллиарда евро — с минимальным снижением. Импорт Латвии из России в 2022 году в денежном отношении даже увеличился: в 2021 году импортировано товаров на 1,772 миллиарда евро, а в 2022 году — уже на 1,831 миллиарда евро.

Почему же в течение всего прошлого года был популярен лозунг: «Мы платим за войну!», подразумевавший, что санкции ухудшают жизнь латвийцев, но мы готовы потерпеть до победы Украины? Во-первых, сказался космический рост цен на энергоносители и продовольствие вплоть до середины прошлого года. Во-вторых, Латвия отказалась закупать удобрения в России и латвийские фермеры в преддверии нового урожая были вынуждены искать новых поставщиков по ценам в два-три раза выше, чем в 2021 году. При этом рост цен на удобрения обуславливался и общим ростом цен на энергоносители. Пострадали и покупатели кормов для животных, большую часть которых ввозили из российских областей. В 2021 году в отдельных российских регионах Латвия числилась в главных покупателях не только зерна, но и жмыха и других побочных продуктов агропроизводства, которые шли на корм латвийским буренкам и курам. Список подобных невидимых глазу вещей, которые делали жизнь латвийских предпринимателей и обывателей удобнее и дешевле, можно продолжать долго — это и сталь, и гвозди, и металлические двери, и древесина и щепа. Война в Украине сделала невозможной и закупку такой продукции у соседей, где бомбы били прицельно и по сталелитейному производству, и по развитому агропрому, и по кадрам, которые обеспечивали выпуск продукции. Плохо стало всем.

При этом увеличились объемы торговли Латвии со странами СНГ. «Следует обратить внимание на развитие событий, особенно по тем группам товаров, на экспорт которых в Россию и Беларусь распространяются санкции», — предостерегают эксперты Банка Латвии. Например, во втором полугодии 2022 года по сравнению со вторым полугодием 2021-го на 29,8 миллиона евро, или на 264%, увеличился экспорт этих товаров в страны СНГ, близкие к России. Объем экспорта в Армению товаров, запрещенных к вывозу в Россию, увеличился на 1303%, в Казахстан — на 996%, в Кыргызстан — на 685%. И здесь встает вопрос о выполнении политики санкций ЕС компаниями-экспортерами данной продукции.

Портал Rus.nra.lv уже писал об официальных и неофициальных причинах роста торгового оборота Латвии со среднеазиатскими странами.

Удар по заемщикам и инвестициям

Перед войной в Украине бизнес в Латвии выпустили «на волю» из ковидных ограничений. В результате выросла экономическая активность и частное потребление — люди стали с удовольствием покупать, развлекаться, ходить в рестораны и выезжать на отдых. Инфляция в Латвии постепенно снижается вместе со снижением мировых цен на энергоносители и продукты питания.

Однако высокий уровень инфляции держался долгое время, и это создало значительное давление на работу предприятий нефинансового сектора. Он оказал отрицательное влияние на платежеспособность латвийцев и снизил доступность нового жилья. Ситуация с заемщиками будет ухудшаться, предупреждает Банк Латвии. Причем удар нанесен не только по домохозяйствам, взявшим дом в ипотеку или технику в лизинг.

К существенным структурным недостаткам эксперты Банка Латвии относят также недостаточный объем инвестиций в экономику и слабое развитие кредитования — это тормозит развитие и конкурентоспособность латвийских предприятий. Инвестиционная активность дополнительно снижается из-за большой неопределенности, высокого уровня затрат — в том числе и на содержание госаппарата, растущих процентных ставок по кредитам. Негативное влияние оказывает и общее ужесточение условий финансирования, а также медленное освоение фондов ЕС.

Пять прогнозов от Банка Латвии:

  1. Инфляция в Латвии будет постепенно снижаться в течение 2023 года и в конце года может составить около 3%. Средний рост потребительских цен в 2023 и 2024 годах составит 8,5% и 2,4% соответственно.
  2. Низкий уровень безработицы — 6,4% в первом квартале 2023 года — будет способствовать повышению заработной платы.
  3. В 2023 году ожидается небольшой рост ВВП Латвии (1,2%). Но уже в 2024 году рост национальной экономики может составить 3,1%. Условием для этого может стать реорганизация поставок энергоресурсов и материалов, ускорение освоения средств ЕС и нормализация уровня государственных затрат.
  4. В конце 2023 года снизится дефицит госбюджета, доходы увеличатся.
  5. Хотя уровень государственного долга Латвии не чрезмерно высок (в 2022 году — 40,8% ВВП), расходы на его обслуживание растут слишком быстро, к тому же дефицит бюджета в 2022-м составил 1,7 миллиарда евро. Это усиливает необходимость повышать конкурентоспособность предприятий и исправлять структурные недостатки финансирования.