Понедельник, 25 ноября
Рига +7°
Таллинн +8°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Почти у половины — меньше тысячи «на бумаге»

© Vladislavs Proškins/F64

Не перестает удивлять то, как жители Латвии продолжают выживать в условиях нынешней дороговизны.

Давно известно, что многие работодатели частного сектора совсем не ангелы, однако факт, что общая ситуация с зарплатами плоха, помогает ответить на вопрос, почему внутреннее государственное потребление в общем настолько слабое и почему банкам не хватает платежеспособных получателей кредитов. Это ответ и на вопрос, почему торговля продуктами, традиционно наиболее устойчивая к сотрясениям экономики, под влиянием большой инфляции в течение года может пережить падение до 6-7% в тот момент, когда число жителей в стране даже увеличилось.

Две трети получают зарплату меньше средней

Данные о том, сколько в Латвии получает работник, совсем не радуют. Согласно информации, обобщенной Центральным статистическим управлением, 42,3% работающих получили в апреле зарплату меньше тысячи евро брутто (до уплаты налогов). В свою очередь у 24,3% работников месячная оплата труда от тысячи до полутора тысяч евро. Последняя цифра совсем ненамного опережала зафиксированный в первом квартале показатель средней брутто-оплаты труда. Тогда он составлял 1462 евро. Из этого может следовать, что примерно две трети или немного меньше работающих получают меньше средней зарплаты по стране, и на самом деле это указывает на большие структурные проблемы экономики, которые будут только углубляться по мере снижения экономического роста и в условиях растущей дороговизны. Удорожание, которое растет быстрее, чем зарплаты, означает, что большая часть жителей будет тратить меньше, чем в 2021 году и в первой половине 2022 года, даже если инфляция замедлится. Появляется вопрос, сменит ли замедлившуюся инфляцию дефляция и сможет ли это усилить потребительскую активность. Надо учитывать, что появление дефляции обычно означает замедление предпринимательской деятельности, и если это снизит запрос на зарплаты или заставит жителей сберегать доходы, то и в плане покупательской способности выгоды ждать не придется.

Однако платят больше

Хотя статистика и не радует, в Латвии обычно бывает, что плохим новостям сопутствуют и хорошие. Растет число тех, кто получает бóльшие зарплаты. Конечно, здесь не обходится без фактора инфляции. Вместе с тем нужно учитывать, что вслед за инфляцией подтягивается и экономика, и зарплаты в том числе. То есть оплату труда в Латвии можно оценить как процесс с ростом, заметным всем, но который, однако, начался с очень низкого базового уровня.

Очевидно, что и в общественном, и в частном секторах или где-то на пересечении интересов обоих секторов латвийский работник очень нередко вынужден испытывать то, что один из моих учителей по истории, еще в советские времена, называл жизнью трудящихся перед коммунистическим переворотом в России. То есть капиталист не держал работников впроголодь, потому что тогда они не смогли бы работать. Рабочий не голодал, однако жил в нищете.

Еще несколько лет назад хватало объявлений с предложениями работать за минимальную зарплату или немного выше минимальной, поэтому мы и в наши дни можем провести своеобразную аналогию с уже упомянутым в историческом разрезе. Однако процессы на рынке труда сейчас работают скорее на пользу трудящимся, и в связи с этим удельный вес тех, кто работает за минимальную оплату, имеет определенную тенденцию снижаться. Так, например, удельный вес уже упомянутых получателей брутто-зарплаты меньше чем в тысячу евро в месяц в прошлом апреле был 48,3%, или на 6 процентных пунктов меньше, чем в этом году. В рамках этой группы сильнее всего снизился удельный вес тех, кто получал от 400 до 700 евро. В прошлом году таких было 21%, в этом 17%. Вероятнее всего, значительное большинство из них «переехали» в группу от 700 до 1000 евро, пока часть этой группы входила в круг тех, кто получал от 1000 до 1500 евро «на бумаге». Удельный вес этой группы работающих вырос с 23,8% до 24,3%, а в группе от 1500 до 2000 евро с 12,3% до 14,4%.

Хотя удельный вес тех, кто получает большие зарплаты, невелик, но он быстро растет. Это же происходит и с числом работников. Например, в группе с самыми большими зарплатами, превышающими 6000 евро, в апреле этого года был 9041 работник, а в прошлом году 7200. В процентном соотношении это 1,2% и 0,9% соответственно. Зарплату, превыщающую 4000 евро, в Латвии в апреле этого года получали почти 29 тысяч работающих, по сравнению с 22,7 тысячи в прошлом году в этом месяце. Вместе с тем выросло количество тех, кто получал зарплаты от 2000 до 4000 евро, с почти 96,5 тысячи до более чем 118 тысяч.

Бедный и тонкий средний слой

Как видно из данных о зарплатах, в нашей стране хватает тех, кто живет с постоянно затянутыми поясами, как и тех, кто своими расходами может продолжать «подогревать» инфляцию. Это видно и по очень разным и порой кажущимся противоречивыми экономическим показателям. Также видно, что потенциальных «разжигателей» инфляции становится все больше. Для сравнения пять лет назад, в апреле 2018 года, зарплаты свыше 6000 евро получали только 3,7 тысячи работающих, а зарплата свыше 4000 евро брутто была у 10,6 тысячи человек. Так же быстро стремится к меньшинству число тех, кто получает небольшие зарплаты. В апреле 2018 года зарплата ниже 1000 евро была почти у 543 тысяч работников, сейчас в этой группе всего 301 тысяча человек. Прогресс очевиден, однако это может и не остановить кризис благосостояния.

В целом можно видеть, что у нас много работающих, которые получают мало, есть небольшое число работников с высокими зарплатами и совсем тонкий средний слой, если брать как пример какую-то зарплатную группу, которую условно можем назвать средней, в 2000-4000 евро. Удельный вес работников в этой группе достигает 15%, и этого мало для того, чтобы экономика развивалась устойчиво и сбалансированно.