«Более точный подсчет расходов еще только будет произведен», — пояснила в беседе с Neatkarīgā Линда Эртмане, руководитель по связям с общественностью Латвийского национального культурного центра, отвечая на вопрос о стоимости Праздника песни. Несомненно, что праздник создал духовный подъем, но имеет смысл поговорить и о вполне обыденных вещах.
«Общий бюджет праздника составил 17,2 миллиона евро, в том числе дотация в размере 9,7 миллиона евро, планируемые собственные доходы в размере 7,5 миллиона евро и планируемые доходы от продажи билетов в размере 7 миллионов евро», — пояснила Линда Эртмане.
Самые большие позиции расходов в бюджете праздника: питание участников — 3,5 миллиона евро; размещение участников — 1,7 миллиона евро; аренда мест для мероприятий — 1,2 миллиона евро; мероприятия в течение всей недели праздника — 5,5 миллиона евро; расходы различных ведомств (министерство внутренних дел, министерство здравоохранения, общественные СМИ) — 1,3 миллиона евро.
В публичном пространстве не приходилось слышать упреков по поводу размещения, обеспечения порядка или медицинского обслуживания. Зато довольно широко и красочно описывалось питание — по крайней мере, в начале праздника. Вареный сухой рис с котлеткой (или кусочком мяса) и огурцом — такой была самая популярная «картинка» с обеденного стола Праздника песни.
Но, оказывается, меню для участников праздника основывалось на серьезных принципах — на нормах питания, аспектах продовольственной безопасности, ресурсах того, кто предоставляет питание, а также на долгосрочности (о том, что это такое, остается только гадать). Это было непросто, поскольку надо было учитывать потребности групп участников разных возрастов и полов, а также условия в каждом конкретном месте, где обеспечивалось питание. И все это надо было согласовать с интенсивной повесткой дня.
Эти умные слова, конечно, производят впечатление, но при виде, к примеру, политых кетчупом макарон слова о принципах питания как-то не воспринимаются серьезно. А ведь к созданию меню для Праздника песни были привлечены ответственные структуры: Продовольственно-ветеринарная служба, Ассоциация специалистов по диете и питанию, Центр профилактики и контроля заболеваний, объединения предприятий общественного питания и Всемирный фонд природы, а также технолог пищевого производства, специалист по питанию и представители организаторов праздника.
Эта рабочая группа должна была преодолеть различные препятствия — такие, например, как «растущие цены на продукты питания и нехватка работников в сфере питания после пандемии», подчеркнула Линда Эртмане. До праздника было обещано, что в первый день на завтрак будет кукурузное пюре с добавками, на обед — куриный гирос или масляные бобы с картофелем, грибным соусом и салатом, на ужин — плов с куриным мясом или турецким горохом, малосоленый огурец и булочка. В другие дни будут предлагаться мюсли, куриное филе в соусе карри и тушеные овощи. Так ли было на самом деле, могут подтвердить (или опровергнуть) только сами участники праздника.
После возмущения участников праздника рисовой и макаронной диетой ситуация все же улучшилась: можно было даже увидеть картофель с соусом и другие деликатесы… Нельзя говорить о еде пренебрежительно, но иногда создавалось впечатление, что самая обычная хозяйка могла бы приготовить более привлекательные блюда, чем участвующие в мероприятии фонды природы, ассоциации диетологов и ветеринарные службы. Скажите, фонды и службы, платили ли вам из бюджета Праздника песни за эти оригинальные «рецепты»?
Возникает еще один дополнительный вопрос — о, возможно, космической цене за аренду, которую пришлось платить за торговые места тем, кто предлагал еду и напитки в рамках праздника. Надеюсь, что эти суммы тоже появятся в списке доходов. Чтобы как-то оправдать плату за аренду, цены на еду и напитки были настолько высокими, что дешевле, наверное, было поехать в центр Риги и поесть в каком-нибудь ресторане. Кто определял уровень цен на аренду?
Остается много вопросов без ответов, но ответы на них мы надеемся получить в ближайшее время. И не для того, чтобы удовлетворить собственное любопытство, а для того, чтобы учесть ошибки и избежать их на следующем Празднике песни и танца.