Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Предприниматель: остановка грузов на белорусском направлении — удар по репутации Латвии

© F64

Внезапное решение руководства государственного акционерного общества Latvijas dzelzceļš приостановить грузоперевозки в Беларусь не только принесло материальные убытки предпринимателям, но и нанесло серьезный ущерб репутации Latvijas dzelzceļš и репутации всего Латвийского государства, заявил в беседе с Neatkarīgā предприниматель, владелец ООО Business Support Services Андрис Спулис.

Клиенты предпринимателя — в основном это крупные западные компании — уже тринадцатый год работают с белорусскими предприятиями. Эти компании выбрали именно латвийское направление, чтобы по железной дороге перевозить грузы из Белоруссии, а потом через латвийские порты доставлять эти грузы в Западную Европу и другие страны мира. Глобальные компании планируют свою работу в долгосрочной перспективе. А это значит, что рассчитывается точное время, когда товар, продукт, сырье закупаются в Беларуси, когда груз доходит до порта, в котором в это время уже находится зафрахтованное судно, и когда груз будет разгружен в порту Западной Европы или в каком-нибудь другом порту мира. Каждая задержка на каком-то этапе транзита приносит компаниям огромные убытки.

«Если твой бизнес, заключенные контракты на три недели «повисают в воздухе», то в первую очередь возникают убытки, потому что ты не выполняешь контракт и применяются штрафные санкции. В условиях сегодняшней конкуренции эти штрафные санкции являются просто дикими, никого не интересует, что судно в Рижском порту не загружается потому, что Latvijas dzelzceļš выясняет с министерством иностранных дел или Брюсселем, можно или нельзя возить что-то в направлении Беларуси. Возникает вопрос, кто будет компенсировать эти убытки, которые можно точно подсчитать. Второй вопрос — как после того, что произошло, поступит компания, решившая работать с одним из терминалов нашего порта? В качестве примера могу привести одно крупное западноевропейское предприятие, которое недавно решило перейти в Ригу из Клайпедского порта. Они подсчитали, что здесь для них будут более выгодные условия. И теперь у них на три недели остановился весь бизнес! Интересно, какое решение они примут — продолжат ли они сотрудничество с Латвией? Сегодня потерять клиента можно очень быстро, но как вернуть его обратно — чтобы он работал через Латвию, чтобы он оставался здесь, чтобы государство зарабатывало на налогах, чтобы предприятие Latvijas dzelzceļš зарабатывало на своих тарифах и портовые терминалы тоже зарабатывали? Если теперь из Латвии уйдет кто-то из крупных клиентов портов, это будет очень плохим сигналом и для всех остальных. Грузов не становится больше. Грузов становится меньше, и конкуренция за эти грузы увеличивается в несколько раз», — пояснил Андрис Спулис.

Предприниматель не стал рассказывать, потребуют ли его клиенты возмещения ущерба, но подтвердил, что недовольство происходящим очень велико: «Когда это недовольство превратится в какую-то юридическую деятельность, трудно сказать. В то же время наши соседи — поляки и литовцы — просто рулят вперед, и об этом латвийским должностным лицам стоит подумать».

Андрис Спулис обратил внимание еще на одну вещь. По его словам, все, кто работает с рынками Беларуси и других стран на востоке, должны считаться с санкционной политикой. Санкции в последние годы стали одним из элементов ведения бизнеса. «Но что мешает государству упорядочить эти вопросы? Санкции не являются чем-то экстраординарным. Это юридические решения, принятые международными структурами. У нас в Латвии есть одно центральное ведомство, которое законом определено в качестве координатора этих процессов, — это министерство иностранных дел. Почему одно государственное учреждение или предприятие может это выполнять, а для других это проблема? Из-за бездействия и нерешительности должностных лиц нашим государственным предприятиям наносится огромный ущерб», — подчеркнул Андрис Спулис.

Он считает, что прецедент остановки грузов создает реальные риски того, что предприниматели не захотят перевозить грузы транзитом через латвийские порты. Он подчеркнул, что здесь речь идет не о латвийских предприятиях, так как активность латвийских предприятий в Беларуси снизилась до минимума, а о западных компаниях. «Наша большая активность закончилась в прошлом году. Сейчас мы можем говорить только об очень небольшом бизнесе, это около десяти тысяч тонн грузов. Это товары, которые покупают западные клиенты, — продукты питания, сырье, сельхозпродукция или, точнее, сырье — масла, продукты переработки сахара, которые отправляются дальше на заводы Западной Европы для производства, например, кормов для скота. И покупают это сырье не потому, что кому-то очень хочется дополнительно рисковать, получая прибыль, а потому, что в Европе этого сырья не хватает. А если и у нас в этом году не будет урожая или урожай будет плохим, где мы будем покупать? Возможно, картошку придется покупать у Беларуси», — отметил Андрис Спулис.