Завтра, 27 июля, состоится внеочередное собрание акционеров АО Latvijas gāze, в повестке дня значатся два вопроса: уменьшение основного капитала предприятия и распределение нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 57,855 млн евро. Пресс-служба министерства иностранных дел (которое является в Латвии главным учреждением, занимающимся разъяснением санкционного законодательства) в беседе с Neatkarīgā признала, что выплата дивидендов ITERA Latvija может быть не только нарушением закона о санкциях, но и Уголовного закона
Важно, что одно решение акционеров Latvijas gāze о выплате дивидендов было принято еще 19 июня этого года. Тогда из прибыли за 2022 год в размере 40,823 млн евро было решено выплатить в виде дивидендов 20,349 млн евро. Ни в решении акционеров Latvijas gāze от 19 июня, ни в проекте решения от 27 июля ничего не говорится о том, что кому-то из акционеров дивиденды выплачиваться не будут, поскольку закон этого не позволяет. Latvijas gāze ни о чем подобном не упоминает и в своем заявлении (от 29 июня) для Рижской фондовой биржи — о выплате дивидендов в соответствии с решением от 19 июня.
У МИД Латвии — жесткая позиция
«Согласно статье 2 Закона о международных и национальных санкциях Латвийской Республики, все лица обязаны соблюдать международные санкции. Это означает, что каждое предприятие, в том числе АО Latvijas gāze, несет ответственность за соблюдение международных санкций. Из публично доступной информации известно, что ООО ITERA Latvija находится под фактическим контролем Игоря Сечина (главный исполнительный директор российской нефтяной компании «Роснефть». — Прим. ред.), поэтому на ООО ITERA Latvija распространяются установленные против Игоря Сечина санкции Евросоюза, которые, в числе прочего, запрещают делать доступными средства для попавших под санкции лиц. За нарушение международных санкций предусмотрена ответственность по статье 84 Уголовного закона», — сообщает пресс-служба МИД Латвии.
Министерство иностранных дел, впрочем, так и не ответило на вопрос Neatkarīgā о том, какое учреждение, в соответствии с латвийскими нормативными актами, должно следить за тем, чтобы предприятие Latvijas gāze как публичное акционерное общество соблюдало закон о санкциях и не выплачивало дивиденды ITERA Latvija, а также какая структура в этом случае имеет право принудительно приостановить выплату ожидаемых, возможно, незаконных дивидендов. Как неофициально прокомментировал Neatkarīgā один юрист, вполне возможно, что такой структуры просто не существует, поскольку в латвийском законодательстве в вопросе о санкциях царит полный хаос.
По идее такой структурой может быть Банк Латвии, который с начала этого года перенял функции бывшей Комиссии рынка финансов и капитала, или Рижская фондовая биржа, на которой котируются акции Latvijas gāze. Общий надзор за соблюдением законов осуществляет Генпрокуратура, которая вчера пообещала быстро ответить на вопрос Neatkarīgā о своих действиях в связи с решениями собрания акционеров Latvijas gāze.
Санкции Евросоюза однозначны
Как отметили опрошенные Neatkarīgā юристы, непонятно бездействие государственных должностных лиц в вопросе о дивидендах Latvijas gāze, поскольку информация о ситуации с ITERA Latvija в контексте санкций не является новостью. Если рассуждать логично, то акции ITERA Latvija давно должны быть заморожены. По мнению юристов, ITERA Latvija — это коммерческое общество, находящееся под санкциями ЕС. ITERA Latvija оказалась под санкциями из-за того, что санкции были введены против контролирующей ее российской компании «Роснефть». «Роснефть» внесена в санкционный список в соответствии с регулой Совета ЕС № 833/2014 (от 31 июля 2014 года) «Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине». Статья 5 регулы предусматривает запрет на прямое или косвенное участие в любых сделках с «Роснефтью», пояснил Neatkarīgā один из юристов.
В свою очередь Верховный суд Латвии разъяснил, что в Латвии решения акционеров/участников о выплате дивидендов являются сделками: «Решение участников о распределении прибыли и выплате дивидендов устанавливает обязательство общества выплатить дивиденды в установленном решением размере [..]. Из этих двух предпосылок логически следует, что решение участников является сделкой в понимании Гражданского закона, так как оно создает обязательства» (Решение департамента по гражданским делам Сената Латвийской Республики от 3 октября 2019 года по гражданскому делу № C30594016, ЦСКА-185/2019).
Должностные лица уже год делают вид, что ничего не знают
Стоит напомнить, что еще 28 мая 2022 года программа Латвийского телевидения Panorāma сообщила о том, что Регистр предприятий провел более глубокий анализ и пришел к выводу, что Юрис Савицкис — председатель правления компании ITERA Latvija (которая владеет 16% акций Latvijas gāze) отнюдь не является истинным выгодоприобретателем. После более глубокого анализа Регистр предприятий убедился, что крупнейший владелец ITERA Latvija (с долей капитала 66%) — Davonte Holding Ltd опосредованно принадлежит российской компании «Роснефть».
Предприятие Latvijas gāze на упреки тогда ответила так: в результате углубленной проверки был сделан вывод, что предприятию ITERA Latvija и впредь могут выплачиваться дивиденды. Это противоречит словам тогдашнего представителя Комиссии рынка финансов и капитала Кристапса Марковскиса о том, что для предприятий, связанных с попавшими под санкции лицами, каковым является ITERA Latvija, санкции фактически означают прекращение хозяйственной деятельности. «По сути, последствия такие же, как и для лиц, попавших под санкции. Это означает, что средства замораживаются, предприятиям не предоставляются хозяйственные ресурсы (…). То есть эти средства не передаются попавшему под санкции предприятию и не выплачиваются как дивиденды — таким образом обеспечивается замораживание средств на банковских счетах», — пояснил тогда в передаче Panorāma Кристапс Марковскис.
Никакой другой публично доступной информации о судьбе дивидендов Latvijas gāze после этого не появлялось. Все остались при своем мнении: Комиссия рынка финансов и капитала говорит, что дивиденды выплачивать нельзя, а само предприятие Latvijas gāze утверждает, что можно. Ни одно государственное учреждение, ни одно ответственное должностное лицо эта ситуация, похоже, не заинтересовала, пока вчера вопросы не начала задавать Neatkarīgā.
Юристы также подчеркивают, что если бы в этот период были заморожены принадлежащие ITERA Latvija акции Latvijas gāze, то такая информация должна была бы появиться на бирже, так как Latvijas gāze является котирующейся на бирже компанией, и все важнейшие связанные с нею события должны быть публично известны. Но никакой информации о замораживании акций на бирже нет. Из этого можно сделать вывод, что акции не были заморожены. Скорее всего, не были заморожены и дивиденды ITERA Latvija.