Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +6°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Кто в Латвии выиграет от того, что цены на электричество — ниже нуля?

© F64

В позапрошлое воскресенье, 16 июля стоимость электроэнергии в Латвии была отрицательной в течение 12 часов. Кто и почему в этой ситуации продолжал производить электричество, и доплатят ли потребителям за его потребление?

Отрицательная цена на электроэнергию означает то, что на бирже его предложение превышает спрос, а не то, что потребителям доплачивают реальные деньги. Потребителям все равно приходится платить за электричество ту цену, о которой они договорились с продавцами электричества в соответствии с тарифами на его поставку и налогами на эти сделки в каждой стране.

Как подчеркнуло Neatkarīgā предприятие Latvenergo, «несколько сократить счета за электроэнергию в июле» смогли лишь часть потребителей электричества, для которых совпали два благоприятных момента. Во-первых, если они в силу специфики своей предпринимательской деятельности или образа жизни 16 июля, в воскресенье, с 8 часов утра до 5 часов дня потребляли электричества больше, чем обычно. Во-вторых, если их договор предусматривает расчеты за электричество в соответствии с конкретной ценой на бирже NordPool за каждый час. «У нас есть договор, согласно которому мы платим биржевую цену. Значит, за то время, когда биржевые цены были отрицательными или очень низкими, наши счета будут меньше», — подтвердило Neatkarīgā предприятие Rīgas satiksme.

Больше шума, чем изменений в платежах

О негативных счетах за электричество за месяц речи пока нет, поскольку невозможно столь существенно снизить среднемесячную цену из-за одного или нескольких дней (из 31 дня) месяца. В июле отрицательная цена была в воскресенье, 16-го числа, но не в другие воскресные дни и вообще выходные, когда потребление и цены на электричество всегда ниже, чем в будние дни.

В Латвии 16 июля не хватило еще 12 часов отрицательной цены и ее сохранения на минимальном уровне — минус 56,55 евро за мегаватт-час (MWh) в период с 2 до 3 часов дня, чтобы среднесуточная цена опустилась ниже нуля. Максимальной цены — 147,69 евро/МВт/ч и близких к этому уровню цен в течение нескольких часов этого дня было достаточно, чтобы удержать среднесуточную цену на уровне 32,36 евро/МВт/ч.

Выгодна ли потребителям отрицательная цена?

16 июля также не изменило соотношение цен в Латвии и Скандинавии, в которой цены на электричество всегда были ниже, чем в Латвии. Но уход цен в минус заставляет задаться вопросом, выгодно ли потребителям неограниченное снижение цен на электричество? А именно — не приведет ли это к перебоям с поставками электричества и убыткам, которые могут быть гораздо больше, чем расходы на электричество (если разморозятся холодильники и испортятся продукты, если врач не успеет завершить операцию...)? Не было бы безопаснее, если бы биржа модифицировала механизм ценообразования?

Определение цены на электричество было отдано с тем расчетом, что это позволит производителям получать электричество со все более низкой себестоимостью, поскольку биржа лишает права на поставку электричества тех, кто предлагает самый дорогой продукт. Такое временное отключение от поставок электричества может привести к закрытию предприятий, если им слишком долго приходится находиться в ожидании тех счастливых моментов, когда спрос на электричество настолько высок, что потребители согласны платить за электричество в соответствии с самой высокой себестоимостью.

Согласно данным предприятия Augstsprieguma tīkls, обеспечивающего передачу электроэнергии в Латвию и по Латвии, 16 июля в Балтии работали солнечные и ветряные станции, и происходил импорт электроэнергии из Скандинавии и Центральной Европы, где было производство солнечной и ветряной электроэнергии, что и это обусловило низкие цены на электричество. Часть потребления покрывает негибкое предложение — атомные станции и те производители электричества, которые сумели зафиксировать плату за произведенное электричество в договорах с торговцами. В Latvenergo заверили, что тепловые электростанции и гидроэлектростанции этого предприятия в период отрицательных цен были отключены. Тепловые электростанции Latvenergo, работающие на газе, отключить достаточно легко. А вот эстонцам их старые сланцевые электростанции на время отключить, а потом снова включить технологически сложно. Поэтому они были вынуждены производить электричество хотя бы в режиме поддержания работы станций.

Потребление электричества будет адаптироваться к его производству

До сих пор стабильность электроснабжения поддерживалась за счет приемов, пришедших из энергетики ископаемых энергоресурсов. Но этих приемов в будущем будет недостаточно, поскольку, как предупреждает Latvenergo, «с увеличением мощностей возобновляемых источников энергии и производимого ими объема электроэнергии почасовая динамика цен станет намного более волатильной — до тех пор, пока спрос не сможет соответствующим образом отреагировать».

Адаптация спроса на электричество к предложению на него — это полная противоположность лозунгам того времени, когда вводилось централизованное электроснабжение. Централизованное электроснабжение требовало капитальных вложений, но зато обещало соответствие подачи электричества его потреблению, а теперь потребление должно быть адаптировано к его поставкам. Приемлемо ли это для XXI века? Да, приемлемо.

Можно подчинить производство электроэнергии тому, дует ли ветер и доходят ли солнечные лучи до земли или исчезают в облаках. При этом все эти проблемы можно решить в рамках одной энергетической отрасли — производства водорода из воды. Таким образом получают топливо, очень похожее на природный газ. В хранилищах, подобных Инчукалнскому, это топливо можно было бы либо накапливать для следующего отопительного сезона, либо хранить на протяжение нескольких лет.

К сожалению, для обеспечения цикла производства зеленой электроэнергии требуются огромные капиталовложения, и это в обозримом будущем обойдется потребителям в намного более значительные суммы, чем они смогут сэкономить от снижения цен на электричество ниже нуля. Существует целый ряд способов, с помощью которых ради благородных целей можно будет опустошить кошельки и банковские счета жителей и предприятий. Во-первых (как только что сделали в Латвии), ввести тарифы на поставку электричества более высокие, чем цена самого электричества. Во-вторых, сбор денег, необходимых для модернизации энергетики, в виде налогов (вспомните об OIK!), в том числе предоставляя налоговые скидки для одних за счет других. В-третьих, инфляция и выпуск в обращение денег, которые печатает Европейский центральный банк для финансирования проектов «зеленой энергетики».