В Латвии одно из лиц «теневой» экономики — ухоженное женское лицо с перманентом на бровях, татуированными подкачанными губами и холеными наманикюренными ноготками. Перед пандемией в отрасли красоты в стране только официально работали около девяти тысяч человек, а — опять же, официальный — совокупный годовой оборот отрасли насчитывал свыше 60 миллионов евро. С притоком беженцев из Украины отрасль выросла больше чем на треть.
Границы между медицинскими и косметическими услугами, не требующими специального медицинского образования, размыты. В Инспекции здравоохранения пояснили Rus.nra.lv, что оказывать услуги мастер может как в салоне, так и на дому «при соответствующем оборудовании кабинета». Это удобно и мастерам, и клиентам, но в то же время усложняет подачу претензий в случае, «если что-то пошло не так», и работу налоговой службы.
Для многих, главным образом женщин, сфера красоты дает гарантированный доход. По отзывам работающих в сфере красоты, все имеющиеся в Риге курсы и колледжи дают базовые знания. И чтобы после их окончания быстро перейти из разряда новичков в разряд востребованных мастеров, необходимо дополнительно инвестировать в обучение и материалы не менее пяти тысяч евро.
Кому жаловаться на парикмахера?
Однако эта сфера находится глубоко в «серой зоне» в смысле уплаты налогов не только у индивидуалов, но и когда речь идет о салонах красоты. Именно поэтому в аналитических материалах Службы госдоходов (VID) отрасль красоты названа среди десяти отраслей, к которым будет проявляться особое внимание, рассказал Rus.nra.lv владелец медицинского холдинга VC4 Марис Ревалдс, чья компания оказывает в том числе и косметологические услуги.
Что делать потребителю, который хочет быть красивым? Он доверчиво изучает отзывы знакомых людей, фотографии в Instagram, прислушивается к «сарафанному радио». Однако потребитель услуг в маникюрном салоне или парикмахерской не равен покупателю, купившему бракованный электрочайник. В Регистре Инспекции здравоохранения зарегистрированы или, по крайней мере, должны быть зарегистрированы все физические лица или компании, оказывающие косметологические услуги или, например, делающие татуировки.
Однако контролируют инспекторы главным образом медицинские аспекты этой деятельности. На качество работы мастера можно пожаловаться, если у клиента после маникюра, например, обнаружился грибок. Это медицинская проблема — и пожаловаться на нее можно.
Но как быть с некачественной работой мастера — если вас подстригли не так, как вы хотели? Здесь мнения разделились. Специалист по общественным отношениям Инспекции здравоохранения Ивета Балоде рассказала, что с такими жалобами нужно обращаться в Центр защиты прав потребителей (PTAC). Но Rus.nra.lv там ответили, что никак не смогут оценить качество оказания услуг в сфере красоты. Здесь могут помочь, если, например, мастер обманул вас с оплатой. Неужели единственное оружие клиента — это негативные отзывы в соцсетях?
Мастеров стало больше
Перед тем как начинать работать в салоне или на дому, мастер должен зарегистрировать свою деятельность в Службе государственных доходов и параллельно уведомить Инспекцию здравоохранения о начале деятельности. В этом уведомлении должен быть указан адрес, по которому будут оказываться услуги — по адресам и ведется учет.
Как мы уже говорили в начале материала, перед пандемией в отрасли красоты только официально было задействовано около девяти тысяч человек. Примерно две трети из них, по данным министерства экономики, составляли парикмахеры. Совокупный официальный оборот отрасли насчитывал свыше 60 миллионов евро в год.
С прибытием в Латвию большого количества беженцев — и транзитных, и рассчитывающих остаться здесь надолго, — количество сотрудников, занятых в сфере красоты, согласно Регистру Инспекции здравоохранения выросло чуть более чем на треть. В настоящее время этот список содержит 12 946 (2397 юридических и 10 549 физических) адресов действующих поставщиков услуг. Количество официально оказывающих услуги в сфере красоты Латвии мастеров сейчас соответствует населению такого латвийского города, как Цесис.
По словам Иветы Балоде из Инспекции здравоохранения, список мастеров, оказывающих косметические услуги или делающих татуировки, постоянно меняется: обновляются адреса, компании и лица начинают или заканчивают деятельность.
Но подтверждает ли факт регистрации в Инспекции здравоохранения квалификацию мастера? Ведомство не выдает разрешения на работу, поясняет Балоде, оно лишь следит за соблюдением мастерами в салонах и на дому гигиенических требований, указанных в нормативных актах.
Однако в Инспекции полагают, что регистрация гарантирует клиенту, что мастер прошел хотя бы необходимый профессиональный минимум. При регистрации требуется не только знать требования к помещениям и рабочим инструментам, их содержанию, дезинфекции и стерилизации, но и иметь документы о профессиональном образовании и сертификат о квалификации от аккредитованных учебных заведений или курсов.
«Незарегистрированная экономическая деятельность — это компетенция VID, а недобросовестное оказание услуг — компетенция PTAC», — пояснила Ивета Балоде в ответ на вопрос о том, все ли мастера в Латвии зарегистрированы в Инспекции.
Нулевая толерантность к нарушителям
Соблюдение и обеспечение гигиены на рабочем месте является обязанностью поставщиков косметических и тату-услуг, отмечают в Инспекции. При этом там не отрицают, что оказание парикмахерских, маникюрных и педикюрных услуг, а также услуг косметических инъекций — биоревитализации, мезотерапии, микропигментации, перманентного макияжа и пирсинга — создает высокий риск заражения инфекционными заболеваниями, например гепатитом В и C.
Кто может защитить вас от заражения, если мастер недобросовестно соблюдает правила гигиены? Наблюдательными и настойчивыми предлагают быть самим клиентам. Им же предлагается проявлять нулевую терпимость по отношению к поставщику услуг при малейшем подозрении в несоблюдении гигиенических требований. И неважно, идет речь об оказании услуг в салоне, в кабинете на дому у мастера или на выезде к клиенту.
Зарегистрированный мастер несет ответственность за безопасное и гигиеничное хранение рабочих принадлежностей или их доставку клиенту. Также его прямая обязанность — поддержание чистоты помещения, в котором он работает, проведение регулярной очистки и дезинфекции рабочих поверхностей. За этим следят в Инспекции здравоохранения.
За шесть месяцев 2023 года в местах оказания косметических услуг при проведении контрольных проверок было выявлено 471 нарушение гигиенических требований при оказании косметических и косметологических услуг. За тот же срок Инспекция рассмотрела 19 жалоб от клиентов. Около трети обращений в Инспекцию были вызваны сомнениями в качестве оказанной услуги или недостаточной гигиеной помещения. Под вопрос также ставилась компетентность специалистов. В семи случаях указанные в обращениях факты подтвердились. Так, инспекция запретила после проверки оказание услуг мезотерапии и биоревитализации, а также других видов инъекционных процедур, которые проводились лицами без соответствующего образования.
В сферу красоты пришел прогресс. И все испортил
Несмотря на внимание к сфере услуг и со стороны Службы государственных доходов, и со стороны Инспекции здравоохранения и наличия на рынке профессиональных ассоциаций: эстетической медицины и косметологов, — ситуация на рынке красоты далека от здоровой. За последние три-четыре года новым трендом стала работа так называемых «клиник красоты». Благодаря техническому прогрессу даже не имеющим медицинского образования сотрудникам таких салонов стало доступно современное косметологическое оборудование.
Владелец медицинского холдинга VC4 Марис Ревалдс обеспокоен уровнем образования и качеством оборудования таких мастеров.
«Раньше в обязательном порядке нужно было вывешивать сертификаты и разрешения прямо на стене в клинике, чтобы информировать клиента. Теперь в этом нет необходимости, и никакой дополнительной ответственности название «Клиника» не налагает. Подразумевают, что клиент сам должен спрашивать все сертификаты», — рассказывает Ревалдс.
По его словам, рынок наводнили салоны, которые предлагают услуги красоты с помощью специальной лазерной аппаратуры. Невзирая на опасность непрофессионального оказания услуг, их часто проводят сотрудники с сертификатами косметиков — специалистов по оказанию услуг красоты без медицинского образования, или выпускники сомнительных курсов.
«Эти липовые клиники, которые пишут в названии, что они «Клиники», в лучшем случае регистрируются как салоны красоты, а некоторые вообще нигде не зарегистрированы, — беспокоится Марис Ревалдс. — Они не несут никакой ответственности за свою работу. Там подвергают опасности не только здоровье, но и жизнь клиентов. Это вредит рынку».
Будет ли в Латвии принят «закон о ноготочках»?
Терпение официальных и сертифицированных косметологов лопнуло весной этого года. Тогда в Латвии началась информационная кампания «Не стань жертвой дешевой красоты!», в которой приняли участие профессиональные ассоциации работодателей медицинской отрасли, эстетической медицины, косметиков и косметологов.
По словам Ревалдса, профессиональным ассоциациям удалось привлечь внимание правительства и общества к проблеме. И в настоящее время рабочая группа с участием Инспекции здравоохранения и самого министерства здравоохранения готовят поправки к законодательству, которые запретят деятельность таких «клиник по названию». Кроме того, идет работа и по выводу отрасли из тени и повышению контроля за мастерами-одиночками. Подвижки ожидаются уже к концу этого года. Единственное, что вызывает недоумение у официальных представителей отрасли, — позиция Центра по защите прав потребителей.
«Они знают о нашей активности, но не высказывают никакого интереса к нашим предложениям по защите клиентов в этой сфере», — сетует Марис Ревалдс.
С обеспокоенностью руководителя VC4 перекликается и позиция Инспекции здравоохранения. Инспекторы признают, что уход за красотой — быстро развивающаяся отрасль, которая требует постоянного отслеживания трендов. Одним из приоритетов этого года стал мониторинг устройств, используемых мастерами. Сейчас Инспекция уделяет пристальное внимание безопасному использованию оборудования в салонах красоты.
Поскольку поправки к законодательству от рабочих групп еще только разрабатываются, частично обезопасить себя перед походом на косметические процедуры можно, ознакомившись со списком поставщиков услуг. Он находится в открытом доступе на сайте Инспекции здравоохранения в разделе «Реестры и базы данных». Список обновляется дважды в месяц.
Кроме того, в рамках кампании «Доверяй, проверяя!» Инспекцией здравоохранения совместно с Центром профилактики и контроля заболеваний (SPKC) были разработаны 10 правил безопасного ухода за красотой. Это простые советы для обучения получателей и поставщиков косметических услуг. С «законами» безопасного ухода за красотой и татуажа можно ознакомиться по этой ссылке.