Понедельник, 25 ноября
Рига +3°
Таллинн +3°
Вильнюс +2°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

BRICS — места отдаленные. Куда податься латвийскому предпринимателю после «железного занавеса» перед российским рынком?

port, containers © Pixabay

Продолжать бизнес с Россией во время войны, даже если товары и услуги пока еще не находятся в санкционном списке, стало непросто. Спор между чиновниками и предпринимателями привел к важному вопросу о новых рынках.

Работавшая в предыдущем правительстве Латвии министром экономики Илзе Индриксоне инициировала публикацию списка компаний, продолжающих бизнес в России спустя полтора года после начала полномасштабного российского вторжения в Украину.

«А что вы сделали, чтобы открыть для латвийских предпринимателей новые рынки?» — парировали бизнесмены.

Куда же податься латвийским производителям и поддерживает ли их государство в открытии новых рынков — например стран, входящих в политический блок BRICS? Об этом rus.nra.lv поговорил с представителями организаций, которые должны оказывать поддержку бизнесу как внутри, так и за пределами Латвии: руководством Торгово-промышленной палаты и государственного Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA).

Когда занавес опустился не совсем

По данным Центрального статистического управления, еще в 2021 году Россия занимала четвертое место в списке крупнейших импортеров со ввозом продукции в Латвию на 1,771 миллиарда евро и пятое место среди экспортеров — 1,197 миллиарда.

За первое полугодие нынешнего года в первой десятке партнеров латвийского бизнеса по экспорту оказались: Литва (1,759 миллиарда евро), Эстония (1,097 миллиарда), Германия (675,5 миллиона), Швеция (613 миллионов) — и вновь Россия (562 миллиона евро).

Вопреки ожиданиям, экономические отношения с Россией у латвийских компаний достигли своего пика в уже военном 2022 году, когда объем российского импорта составил 1,8 миллиарда евро — главным образом это металлы и изделия из них, минеральные продукты, древесина и изделия химической промышленности. И почти на ту же сумму вырос объем экспорта — 1,831 миллиарда евро.

Но в 2023 году наметился мощный спад.

В 2014 году экспорт в Беларусь осуществляли 576 компаний, в Россию — 1284, тогда как в 2023 году, по уточненным данным ЦСУ, в Беларусь экспортировали 89 компаний, а в Россию — 169. Спад с 2014 года представляет собой снижение на 84 и 86% соответственно, что свидетельствует о целенаправленной переориентации латвийских компаний с российского и белорусского рынков, считают в LIAA.

Однако снижение показателей экспорта латвийских предприятий во втором квартале 2023 года не свидетельствует об успехе. «Во втором квартале текущего года стоимость экспорта товаров существенно упала по сравнению с предыдущим годом, уменьшившись более чем на 10%. Следует отметить, что не все снижение стоимости происходит за счет реальных объемов — экспортные цены в годовом выражении снизились на 5%, девятимесячное снижение прекратилось в июне этого года, соответственно, чуть больше половины изменений можно объяснить снижением фактических объемов», — предупреждает экономист Банка Латвии Матис Мирошниковс.

Может ли латвийский экспортер найти для себя новые рынки?

Что вы скажете о BRICS

Последнее десятилетие на мировой арене все активнее заявляют о себе государства, входящие в организацию BRICS. В блок изначально входили Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Однако с 1 января 2024 года к нему присоединятся Аргентина, Египет, ОАЭ, Иран, Саудовская Аравия и Эфиопия.

Ожидается, что совокупный ВВП первых шести членов BRICS в 2023 году составит 27,6 триллиона долларов — 26,3% от общемирового объема. С учетом новых членов блока совокупный ВВП стран BRICS увеличится до 30,8 триллиона, что составит уже долю мирового ВВП, близкую к 30%.

Несмотря на отдаленность этих рынков от Латвии, это активно развивающиеся страны с растущим ВВП. Они заинтересованы в инвестициях и усиливают свои политические и экономические позиции в регионе и на международной арене.

Китай, Бразилия и Индия, безусловно, хорошо известны обывателям. А как обстоят дела с их экономической активностью?

Сухими цифрами

Согласно данным ЦСУ, по итогам первого полугодия 2023 года Китай занимал седьмое место среди первой десятки импортеров в Латвию.

Уже в начале 2022 года после вторжения России в Украину и введения санкций ЕС Рижский аэропорт потерял поток китайских грузов, которые доставлялись по воздуху с последующей отправкой в страны нашего региона и ЕС. Дело в том, что все грузы из Китая до 2022 года доставлялись в Ригу российскими грузовыми авиакомпаниями. А вместе с прекращением потока китайских товаров отошли в сторону и планы по развитию отдельного грузового хаба для китайского импорта, до тех пор пока не найдутся новые грузоперевозчики. Несмотря на все препятствия, общая сумма импорта товаров из КНР в Латвию в 2023 году достигла 993,7 миллиона евро, и можно только догадываться, какой расцвет нас ожидал бы в мирное время.

Экспорт латвийских товаров в Китайскую Народную Республику в разы меньше — 211,2 миллиона евро. Наибольший объем латвийского экспорта в КНР пришелся на грузы древесины (67,89 миллиона евро), минеральные грузы (48,106 миллиона евро) и машины, механизмы и электрооборудование (29,075 миллиона евро).

Товарообмен с такой активно развивающейся экономикой, как Индия, у Латвии невелик. В 2022 году при росте товарооборота общий объем экспорта латвийской продукции в эту страну составил 43,7 миллиона евро — главным образом продукция металлообработки и машиностроения. Импорт превысил экспорт почти в два раза — 99,73 миллиона евро, основная статьи экспорта — различные изделия из пластмассы (49,4 миллиона евро) и металлы и продукция металлообработки (19,95 миллиона евро).

Из Бразилии Латвия импортирует главным образом продукцию растительного происхождения (на 4,285 миллиона евро) и товары деревообработки (2,145 миллиона евро), экспортирует продукцию химической промышленности (14,531 миллиона тонн) и продукцию минерального происхождения (4,205 миллиона тонн).

Объемы экспорта и импорта из ЮАР были незначительными. Из этой страны в Латвию импортировались главным образом продовольственные продукты и продукты растительного происхожденияна общую сумму около 1,5 миллиона евро в год. А вот экспортировалось продукции растительного происхождения из Латвии в ЮАР гораздо больше на общую сумму 45,4 миллиона евро, на 5,8 миллиона евро было отправлено продовольственных продуктов, в том числе алкогольных напитков и на 15,137 миллиона евро машин и машинного оборудования.

К сожалению, экспорт минеральной продукции, который часто встречается в товарообороте со странами BRICS в последние годы, мы больше не можем рассматривать. Очевидно, что под этой позицией скрывалась продукция российского холдинга «Уралхим», отправлявшего свои удобрения с терминала в Рижском порту через латвийское представительство компании по всему миру. Владельцы холдинга, как и российские удобрения, попали под санкции с первых дней войны.

Есть ли в Латвии предприятия, которые могут быть заинтересованы в новых рынках?

Латвийская торгово-промышленная камера: интерес к новым рынкам нужно поощрять

Латвийская торгово-промышленная камера (LTRK) как в своих публичных выступлениях, так и в дискуссиях со своими членами: латвийскими компаниями, представителями государственного управления и политиками, — неустанно напоминает, что только благоприятная бизнес-среда, увеличение экспортного потенциала и производительности окажут положительное влияние на увеличение общего объема производства и благосостояние населения, заявила rus.nra.lv член правления LTRK Катрина Зариня.

Katrīna Zariņa / Gints Ivuškāns/F64

Основываясь на этой позиции, в LTRK продвигают и поддерживают идеи, которые способствуют экспортной способности латвийских компаний как на едином европейском рынке, так и на рынках третьих стран.

По мнению Катрины Зарини, большинство латвийских компаний задумались о диверсификации рынка задолго до начала военных действий в Украине. «Россия не является и не была уже в течение некоторого времени основным рынком для значительной части латвийских компаний-экспортеров», — отметила она.

Член правления LTRK рассказала, что к странам BRICS существует «определенный интерес» со стороны латвийских компаний. Однако реальные цифры показывают небольшие объемы. Поэтому это сотрудничество нужно поощрять, например во время визитов высокопоставленных латвийских чиновников вместе с латвийской бизнес-делегацией в эти страны. Таким образом будут укрепляться не только политические, но и экономические связи, уверены латвийские предприниматели.

LIAA : С Китаем напряженные политические отношения. В Индии есть интерес к сотрудничеству

Каспарс РОЖКАЛНС, директор Латвийского агентства инвестиций и развития, (LIAA) / f64.lv, Mārtiņš Zilgalvis

Ни одна из стран BRICS не входит в число приоритетных целевых рынков Латвии. В этих странах также нет представителей Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA), поскольку интерес со стороны бизнесменов к данным странам пока низкий, оценил ситуацию в комментарии rus.nra.lv директор LIAA, эксперт Каспарс Рожкалнс.

В опросе предпринимателей-экспортеров, который был проведен LIAA в конце 2022 года, даже Китай назвали важным экспортным рынком только 2,8% латвийских предпринимателей, а Индию и вовсе лишь 0,8%. Латвийских бизнесменов больше интересуют такие страны, как Саудовская Аравия и ОАЭ, которые присоединятся к BRICS в начале 2024 года.

Среди отдаленных от Латвии рынков наибольший интерес у латвийских компаний вызывают регионы Северной Америки (США и Канада), а также Южной Кореи, Японии и Австралии. В этих странах и открыты внешнеэкономические представительства LIAA.

В странах BRICS у Латвии в настоящее время нет экономического представительства. Более того, китайское было закрыто из-за напряженных политических отношений между Евросоюзом и Китаем. «Бизнес и политика — понятия в этой стране тесно связанные», — прокомментировал ситуацию Каспарс Рожкалнс.

Он признал, что Индия как быстрорастущий рынок, огромный как географически, так и по численности населения, безусловно, располагает большими возможностями. Интерес к сотрудничеству с Латвией отмечен в LIAA и со стороны представителей этой страны. На данный момент также ведется активная работа по заключению двустороннего торгового соглашения между ЕС и Индией, которое может способствовать развитию взаимной торговли.

Бразилия и Южная Африка также находятся в зоне интереса, однако по отношению к рынкам этих стран у латвийских предпринимателей пока нет конкретного отношения. Они считают их интересными, но пока неизвестными и полными проблем.

Так ли это?

«Надо сказать, что в целом со стороны LIAA мы видим, что экспортный потенциал и навыки малых и средних предприятий должны быть усилены — многие из них должны подготовить экспортную стратегию, проанализировать рынок, локализовать продукт, найти подходящих партнеров по сотрудничеству и проверить их. Необходимо провести большую подготовительную работу. Что касается крупных компаний, крупных экспортеров, то им необходима поддержка для «открытия дверей» не только на рынках третьих стран, но и в некоторых странах ЕС. Там важную роль играют послы и посольства Латвии, их возможности по поддержке экспансии латвийских компаний за рубежом», — резюмировал Каспарс Рожкалнс.

Поддержку обещают

В период с 2016 года по 30 июня 2023 года предпринимателям оказывалась поддержка в рамках Программы повышения международной конкурентоспособности. Общий бюджет программы поддержки развития экспортной деятельности составил 41,37 миллиона долларов. Программа реализована при поддержке ЕС. В ходе реализации программы заключены контракты на поддержку с 3211 компаниями и получено 10 913 запросов на поддержку для осуществления различной экспортной деятельности.

В настоящее время предприниматели могут подать заявку на поддержку в области цифровизации в LIAA, где доступны гранты до 100 тысяч евро, а Altum предлагает кредиты на цифровизацию с капитальной скидкой до 35% и общей суммой поддержки до 1 миллиона евро. Более широкое количество программ господдержки будет доступно латвийским предпринимателям в конце этого года и в начале следующего, когда программы нового цикла планирования ЕС начнут работать в полном объеме. Будет продолжена программа повышения международной конкурентоспособности, бизнес-инкубаторы и другие программы, направленные на развитие экспорта и освоение новых рынков, обнадежили в LIAA тех, кто желает покорять новые рынки сбыта.