Латвийские фермеры получают заказы на выращивание сахарной свеклы от производителя сахара в Литве, рассказал rus.nra.lv председатель правления Otaņķu Dzirnavnieks (товарный знак Otanki mill) Ричардс Риепшс.
В сентябре в Латвии начался сбор сахарной свеклы. Еще несколько лет назад эту культуру не выращивали в промышленных масштабах — только для личного потребления, на корм скоту или по заказу охотничьих хозяйств для подкормки диких животных. В 2023 году сахарную свеклу в Латвии выращивают в различных крестьянских хозяйствах на двух с половиной тысячах гектаров — это почти на ⅗ больше, чем в прошлом году.
Сахарная свекла из сельскохозяйственного оборота Латвии пропала в начале 2000-х годов. Причиной закрытия двух заводов стал проигрыш структур ЕС в суде Всемирной торговой организации (WTO) крупнейшим странам-производителям сахара из-за установленных экспортных цен на продукт. Еще один, Екабпилсский сахарный комбинат, закрылся уже в конце 1990-х, проиграв конкуренцию дешевому сахару из Польши. В итоге ко времени вступления Латвии в ЕС действовали квоты на производство сахара: повышенным налогом облагалось производство продукта выше определенной квоты, а также были резко снижены сельскохозяйственные субсидии для фермеров.
Латвийские акционеры двух оставшихся сахарозаводов приняли предложение от ЕС о закрытии предприятий в обмен на компенсацию в размере 34 миллионов евро за каждый завод. «Не нужно думать о том, уродится ли в этом году сахарная свекла, о модернизации предприятия, о том, удастся ли продать сахар», — пояснял свое решение один из акционеров бывшего сахарного завода.
С прекращением работы этих предприятий в Латвии практически сошло на нет и выращивание самой сахарной свеклы — растение это достаточно капризное, и фермеры в отсутствие гарантированного спроса на продукцию не хотели рисковать. Бывший на тот момент министром земледелия Латвии Мартиньш Розе, комментируя уничтожение отрасли в Латвии, объяснял это интересом больших производителей — из Франции, Нидерландов, Великобритании: «Они имеют не только свое производство, но и сахарное производство в своих бывших колониях. И они очень много занимаются экспортом сахара, и из-за этого Европейский союз и проиграл Всемирной торговой организации».
С тех пор вопрос о том, можно ли восстановить в Латвии производство сахара, возникает практически ежегодно. Тем более что в 2017 году в ЕС наконец были отменены квоты. К тому времени в странах Балтии остались только два сахарных завода, оба в Литве. Оба предприятия принадлежат AB Nordic Sugar Kėdainiai — литовской компании, управляемой датской Nordic Sugar, одним из крупнейших производителей сахара в Европе. Датская компания, в свою очередь, принадлежит группе Nordzucker в Германии.
В странах Балтии потребляется около 180 тысяч тонн сахара в год. Завод в Кедайняе производит около 120 тысяч тонн, производство в Мариямполе достигает еще 35-40 тысяч тонн. Остальной сахар в странах Балтии — предмет импорта.
Может ли заполнить дефицит сахара на рынке латвийская компания?
«Мы сами не выращиваем сахарную свеклу. Мы выполняем роль посредника — размещаем заказ от литовской компании среди фермеров Латвии и частично Литвы и потом собираем урожай от фермеров, складируем и доставляем его на переработку», — пояснил Ричардс Риепшс.
По его мнению, возрождать собственное сахарное производство в Латвии уже не имеет смысла. Завод необходимо строить заново, в соответствии с требованиями новых технологий и регламентов, а это требует слишком больших капиталовложений. А мощностей сахарного производства в Литве достаточно для обеспечения сахаром всех трех стран Балтии.