Пятница, 22 ноября
Рига +1°
Таллинн -1°
Вильнюс 0°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

Госбюджет Латвии нацелен на дефицит в 1,3 миллиарда евро

© Neatkarīgā

В этом году наше государство жило очень экономно и сократило ожидаемый дефицит бюджета. В законе о госбюджете на 2023 год были запланированы доходы в размере 12,7 миллиарда евро и расходы — 14,7 миллиарда евро. Фактически за десять месяцев этого года государство собрало 12,8 миллиарда евро, а истратило 12,9 миллиарда евро.

Минус всего в сто миллионов евро по отношению к запланированному дефициту кажется почти нулевым, но министерство финансов предупреждает, что в конце календарного года активнее заключаются договоры об инвестиционных проектах, и расходы на эти проекты увеличат общие расходы бюджета — на субсидии, дотации и реализацию софинансируемых Евросоюзом проектов. Минфин прогнозирует в ноябре и декабре скачок расходов, который увеличит дефицит бюджета в 2023 году до 1,3 миллиарда евро.

Избавились от экзотических экстра-расходов

В этом году расходы общего бюджета составляют 12,9 миллиарда евро, что на 815,2 миллиона евро, или на 6,7%, больше, чем годом ранее. В основном бюджете страны десять месяцев 2023 года завершились с минусом в 484,9 миллиона евро. В прошлом году этот минус был на 757,5 миллиона евро больше.

Львиную долю экономии дало то, что в этом году государство не повторило свой прошлогодний трюк — когда 430 миллионов евро были вложены в покупку природного газа именно тогда, когда его цена была близка к своему историческому максимуму — порядка 340 евро за мегаватт-час. Теперь газ покупают за 40 евро за мегаватт-час. Потраченные сотни миллионов евро (в виде реального газа) теперь находятся в Инчукалнском газохранилище. Легче всего было бы списать эти деньги, если бы Россия вдруг отключила Латвию (Балтию) от своей сети поддержания частоты переменного тока.

В этом случае Латвии пришлось бы существенно увеличить производство собственного электричества на Рижской ТЭС, вне зависимости от расходов на производство. Если Россия все-таки оставит Латвию в своей сети частоты переменного тока до 2025 года (в 2025 году Латвия обязалась сама отключиться от этой сети), то, наверное, только потому, что таким образом Латвии невозможно нанести существенный ущерб. Поэтому Россия действует наоборот — оставляет Латвию в своей сети и не оставляет латвийским властям возможности достойно списать потраченные на расточительную покупку газа деньги.

Еще одна статья прошлогодних расходов, от которой в этом году почти ничего не осталось, — это расходы на борьбу с ковидом. За счет этого страна пару лет прекрасно жила. В благодарность за эти обрушившиеся денежные потоки избиратели на выборах Сейма осенью 2022 года в пять раз увеличили представительство правящей, то есть премьерской партии «Единство» в парламенте. Но теперь люди начали размышлять, действительно ли это было правильным решением — увеличить дефицит бюджета с относительно скромных 150 миллионов евро в 2019 году до 1,3 миллиарда евро в 2020 году и далее — до 2,4 миллиарда евро в 2021 году. В этом году страна, вероятно, вернется к уровню дефицита 2020 года.

Дефициты бюджетов ковидных лет ощутимо увеличили государственный долг. Из ямы экономического кризиса 2008 года Латвия выбралась, увеличив госдолг до 8,6 миллиарда евро в конце 2010 года. Доковидный 2019 год страна завершила с долгом в 11,2 миллиарда евро, а прошлый год — с долгом в 17,7 миллиарда евро. Согласно другой системе учета, долг составляет всего 15,9 миллиарда евро. Однако долги в любой версии заставляют народ нервничать, что и привело к смене триумфально победившего на выборах Сейма премьера уже через девять месяцев после того, как к работе приступило его второе правительство.

Растут расходы на пенсионеров и самоуправления

Практика прежних лет состояла в том, чтобы прятать дефицит основного госбюджета за профицитами в специальном (социальном) бюджете и бюджетах самоуправлений. Излишки там остаются до сих пор, но они явственно тают.

В специальном бюджете за десять месяцев этого года накопилось 205 миллионов евро — на 167 миллионов евро меньше, чем за 10 месяцев прошлого года. «С учетом проведенной в прошлом году стремительной индексации расходы на пенсии по старости достигли 2,3 миллиарда евро, увеличившись на 337,9 миллиона евро, или на 16,9%», — пояснили в минфине.

С одной стороны, индексация не компенсирует инфляцию, 12-месячный показатель которой в Латвии в течение долгого времени был выше 20%. Сейчас рост цен замедлился, но достигнутый ими за время резкой инфляции уровень никуда не делся, и эти цены приходится оплачивать из нынешних доходов, в том числе и из пенсий. С другой стороны, индексацию пенсий в размере, мало сопоставимом с инфляцией, можно объяснить не столько самой инфляцией, сколько выборами в Сейм.

И бюджеты самоуправлений в целом также завершают десять месяцев с профицитом в размере 65,6 миллиона евро. Что очень существенно (на 200 миллионов евро) меньше, чем было в это же время в прошлом году. В ситуации оттока денег из самоуправлений самым неустойчивым оказался бюджет города Резекне.

В бюджеты самоуправлений суммарно поступило на 187 миллионов евро, или на 6,9%, больше средств, чем годом ранее, но израсходовано было на 388 миллионов евро, или на 15,9%, больше, чем годом ранее. Во-первых, значительно выросли расходы бюджетов самоуправлений в связи с повышением минимальной зарплаты (с 500 евро до 620 евро) с 1 января 2023 года. Во-вторых, расходы на зарплату педагогов увеличились на 198 миллионов евро, или на 17,7%. Часть расходов на рост зарплат педагогов покрывается за счет государства в рамках целевой дотации, часть — только за счет самоуправлений. В-третьих, самоуправления должны оплачивать увеличившиеся в связи с инфляцией расходы на содержание своих учреждений и оказывать социальную помощь жителям.

В бюджетах самоуправлений, как и в госбюджете, ожидается увеличение расходов в последние месяцы года — при подведении итоговых расчетов за поставленные товары и услуги. И поэтому существуют опасения по поводу того, что привычные излишки денежных средств превратятся в их нехватку не в одном самоуправлении а, возможно, во многих самоуправлениях.

Инфляция, которая приводит к увеличению государственных расходов, обеспечивает государству и дополнительные доходы по меньшей мере в номинальном выражении, если не учитывать потерю покупательной способности денег.

Консолидированные доходы общего бюджета достигли за десять месяцев 12,8 миллиарда евро — на 1,2 миллиарда евро, или на 10,3%, больше, чем за десять месяцев 2022 года. В том числе налоговые поступления выросли на 997 миллионов евро, или на 10,6%.

Одним из источников денег для государства стал рост зарплат. Общий объем облагаемых налогами зарплат за девять месяцев этого года вырос на 13,3%, стремительно увеличившись как в частном, так и в общественном секторе во всех крупнейших отраслях народного хозяйства. Но в третьем квартале этого года начало сокращаться число работающих, что предупреждает о возможных проблемах в обозримом будущем.

Поступления от налога на добавленную стоимость (НДС) за десять месяцев этого года достигли 3,3 миллиарда евро, что на 429 миллионов евро, или на 14,1%, выше уровня десяти месяцев прошлого года. Но мнистерство финансов получило предупреждение от Службы госдоходов о замедлении темпов роста доходов в оптовой и розничной торговле, а также в сферах электроэнергии, газоснабжения и теплоснабжения.

Неналоговые доходы общего бюджета в этом году составляют 921 миллион евро, что на 184 миллиона евро, или на 25%, больше, чем в прошлом году. Этот прирост произошел в основном за счет дивидендов крупнейших государственных предприятий. Latvenergo вернуло государству 134 миллиона евро, что на 63,8 миллиона евро, или в два раза больше, чем в предыдущем году. Так что от скачка цен на энергоресурсы государству достались не только дополнительные расходы, но и доходы.

Европейский центральный банк во имя борьбы с инфляцией организовал рост процентных ставок по депозитам, что позволило государству заработать на депозитах и остатках на счетах почти 52 миллиона евро. К сожалению, это не компенсирует расходы государства на обслуживание своего растущего долга.