Суббота, 23 ноября
Рига -1°
Таллинн -3°
Вильнюс -3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Экономика

700 миллионов за латвийские березы. Kontekst.lv разбирался, будет ли строительство нового деревоперерабатывающего предприятия от эстонского инвестора благом

© Kaspars Krafts/f64

В марте эстонский бизнесмен Рауль Кирьянен сообщил о планах строительства огромного промышленного комплекса по биочистке древесины — но в Латвии, а не в Эстонии.

Шок и радость

В странах Балтии Кирьянен известен как бывший собственник компании Graanul Invest. На момент продажи контрольного пакета акций международной компании Apollo Global Management в 2021 году она была крупнейшим в Европе производителем древесных гранул. Та сделка была признана крупнейшей для эстонского бизнеса. Кирьянену досталась почти половина от общей суммы продажи — 732 миллиона евро.

В начале прошлого года в эстонском местечке Имавере был открыт уже другой экспериментальный завод, принадлежащий компании Fibenol, одним из главных собственников которого также называют Рауля Кирьянена. Несмотря на то, что так называемый «пилотный» завод планирует выйти на полную мощность лишь в 2025 году, Рауль Кирьянен с партнерами объявили о дальнейших планах — построить большой промышленный комплекс, где использовались бы технологии производства продукции из древесины, которые были «обкатаны» на заводе в Имавере. Место расположения комплекса должно было стать известным к концу 2023 года. Однако лишь в марте 2024 года бизнесмен подтвердил - планы по строительству большого комплекса стоимостью почти 700 миллионов евро остаются в силе. Только не в Эстонии, а в Латвии.

«В Латвии существует четкая и стабильная долгосрочная лесная политика и политическое видение, поддерживающее "зеленые" инвестиции в промышленность. Fibenol — это не проект одного завода. Сегодня мы делаем только первые шаги, но мы верим, что в будущем весь Балтийский регион имеет потенциал для того, чтобы возглавить развитие биоэкономики», — пояснил Рауль Кирьянен решение компании.

Что «обкатывают» в Эстонии и планируют производить в Латвии?

Решение бизнесмена стало огорчением для эстонского правительства и поводом для радостных заявлений министра экономики Латвии, который поставил в заслугу себе успешное привлечение наукоемких инвестиций.

Дело в том, что в Fibenol придумали способ извлечения лигнина из древесины с минимальным воздействием на окружающую среду и минимальным использованием химикатов. Сфера применения конечной продукции огромна, а доход от продажи лигнина выше: лигнин в пять раз более ценен, чем древесные пеллеты.

«В настоящее время портфель биопродуктов Fibenol включает различные сорта лигнина и целлюлозных сахаров, производимых на нашем демонстрационном заводе в Имавере. Эти экологически чистые строительные блоки на биологической основе могут заменить традиционные химические вещества на основе ископаемого топлива во многих отраслях промышленности, включая производство пластмасс, строительство и даже косметику. Базовая продукция на нашем заводе промышленного масштаба останется прежней. Тем не менее мы изучаем возможности дальнейшего повышения ценности нашей продукции или сотрудничества с партнерами в цепочке создания дополнительной стоимости», — рассказала kontekst.lv руководитель маркетинга и коммуникаций Fibenol Лииса Рохила.

По ее словам, технология Fibenol позволяет превращать более 90% исходных материалов в конечный продукт, что означает производство около 300 тысяч тонн в год более ценных биоматериалов: лигнин LIGNOVA в виде порошка, древесный сахар в виде концентрата, — при запланированной мощности по производству сырья в десятеро больше нынешнего демонстрационного завода.

Впрочем, как пояснила представитель Fibenol, модульная конструкция установки позволяет регулировать размер производства в соответствии с различными потребностями и спецификациями. Для функционирования предприятия на полную мощность потребуется около 700 тысяч кубометров древесины ежегодно, посчитала Рохила.

Когда построят завод?

В настоящее время демонстрационный завод Fibenol работает на отходах деревообработки фанерных заводов и древесине качества балансовой древесины, которая обычно является побочным продуктом лесопользования. Fibenol также нацелен на использование в качестве сырья для диверсификации будущих поставок другие преобладающие породы лиственных пород в странах Балтии, включая серую и черную ольху, которые сегодня в основном используются только для энергетических целей, рассказала представитель компании.

Технология предварительной обработки Sunburts технически способна фракционировать различные породы лиственных пород, так что в будущем эту концепцию можно будет применять в любой точке мира, где имеются большие запасы лиственных пород (например, береза, ольха, клен, бук, тополь). Но на сегодняшний день эта технология остается частью текущих исследований в эстонской компании и разработок, которые также потребуют коммерческой проверки перед широким внедрением в коммерческое производство.

По словам представителя Fibenol место закупки сырья для производства зависит от конкретного местоположения будущего завода и от того, какие ресурсы доступны в логистически обоснованном и осуществимом радиусе сбора. При этом владельцы компании также владеют лесными участками в Эстонии и Латвии.

По словам Лиисы Рохилы, точное место для строительства завода в Латвии еще не определено. «Мы посетили несколько местных муниципалитетов, чтобы изучить потенциальные места и выбрать лучший вариант», — рассказала она.

График реализации запланированного промышленного проекта предусматривает начало строительства предприятия в 2027 году и ввод в эксплуатацию к 2030 году с последующим наращиванием производства. «Инвестиции будут распределены между этапами подготовки, строительства и ввода в эксплуатацию, при этом большая часть инвестиций будет потрачена на этапе строительства», — заявили в Fibenol.

А в Латвии леса хватит?

«Ввод в строй нового предприятия с эстонскими владельцами не окажет негативного влияния на латвийский рынок», — считает исполнительный директор Латвийской конфедерации деревообрабатывающей промышленности Артурс Буконтс.

По его словам, латвийские деревообрабатывающие предприятия специализируются в совсем других отраслях — производстве гранул и щепы, а также в производстве древесно-стружечных плит и пиломатериалов для производства мебели и деталей для каркасных домов. «Эстонские бизнесмены планируют использовать, в том числе, отходы от традиционного производства и это можно только приветствовать. Конечно важно, чтобы закупка сырья производилась на открытом рынке и на равных с латвийскими участниками условиях», — отметил Артурс Буконтс.