Латвии нужны люди, но какой ценой? Как удержать молодежь? Чем привлечь иностранных специалистов? Спасут ли нас гастарбайтеры? Rus.nra.lv поговорил об этом с ведущим экспертом Банка Латвии Олегом Красноперовым.
В начале двухтысячных молодым — в возрасте от 15 до 29 лет — был каждый пятый латвиец, при среднем возрасте населения Латвии 37 лет. Сейчас к молодым относится лишь каждый десятый житель, а средний возраст населения Латвии вырос почти до 43 лет, сообщает Центральное статистическое управление страны.
Олег Красноперов предлагает не ввозить в страну 100 тысяч работников из других стран, а заниматься перенастройкой системы среднего и высшего образования в стране, провести модернизацию экономики и сделать так, чтобы местные жители были довольны своей жизнью. И тогда необходимые стране специалисты сами потянутся в Латвию, а Латвия сможет наконец догнать своих соседей.
— Я далек от того, чтобы говорить, что в Латвии ситуация ухудшилась или что Латвия «несостоявшаяся страна». Латвия — прекрасная страна! Посмотрите, как стала выглядеть Рига, возьмите экономическую ситуацию, средний уровень жизни, уровень доходов людей, тот же общественный транспорт — и сравните с 90-ми годами. Это день и ночь. Но это улучшение не такое быстрое, как нам хотелось бы. Ведь мы ориентируемся на самые благополучные страны мира из Западной Европы, Скандинавии, и на наших соседей — Эстонию и Литву.
Но демографические показатели в Латвии выглядят пугающе. Как нам удержать молодежь в стране?
В Латвии действительно сложилась ситуация, когда молодежи становится меньше. Но не стоит сгущать краски, потому что в Эстонии, например, молодых людей еще меньше. И при этом по уровню доходов мы отстаем от Эстонии. То есть от численности населения почти ничего не зависит.
Например, во многих африканских странах демографическая ситуация противоположная — молодых людей больше, чем людей среднего возраста. И тем не менее там высокий уровень безработицы, в том числе среди той же молодежи: экономический рост просто не поспевает за ростом населения, уровень жизни не улучшается и доходы людей не растут. На самом деле не так уж важно сколько будет людей в Латвии: два миллиона или 10 миллионов, важно, какие люди будут жить, чем они будут заниматься, будут ли они здесь счастливы, востребованы, способны к самореализации.
Сейчас все говорят — в Латвии мало молодых людей, но такое впечатление, что молодые люди в Латвии — это не дефицитный ресурс, их не ценят. Как пример — качество образования. Сейчас образование в Латвии нуждается в улучшении на всех уровнях: среднее, профессиональное, высшее. Нам говорят, что наши школьники побеждают на международных олимпиадах, а наши ученые добились международной известности — а значит, система образования у нас не так уж и плоха. Но ведь речь идет о единицах, которые добились успеха скорее вопреки системе, а не благодаря ей.
Всегда есть 10% умных, амбициозных молодых людей, которые делают себя сами, независимо от качества системы образования в стране. Еще 10% — никогда не будут учиться, независимо от системы. На остальные 80% как раз влияет окружающая среда, система и качество образования. Поэтому очень важно улучшать качество образования на всех уровнях. Если единицы сделали себя сами — очень хорошо, что они есть, но какого труда им это стоило? Может быть, стоило бы улучшить систему, чтобы облегчить им эту работу над собой, чтобы таких людей было больше?
И поэтому при обсуждении ситуации «как удержать молодых людей в Латвии» — встает вопрос о качестве образования. Посмотрим на рейтинги университетов: Латвия традиционно отстает от эстонских, литовских, скандинавских вузов.
Почему же мы отстаем от соседей и в этом вопросе?
Раньше нам казалось: единственное, что мешает вузам развиваться, — это отсутствие советов. И вот, создали при вузах советы. Но, по сути, мало что поменялось. Зарплаты в латвийских вузах абсолютно не способны конкурировать с зарплатами в зарубежных вузах. И пока те же самые люди будут работать в аудиториях за те же самые зарплаты — ничего не изменится.
Если на такую зарплату приглашают преподавателя из какого-то небольшого иностранного вуза, то по его приезду сразу отчитываются: открыли «международное направление».
Так же получается и с иностранными студентами. По количеству иностранных студентов Латвия опережает Литву и Эстонию. Но, может, к нам приезжают именно потому, что достаточно легко учиться, получить диплом и хорошую оценку?
Изучая отчеты аккредитационных комиссий, я пришел к выводу, что уровень требований в некоторых частных вузах очень низок. Настолько низок, что в своих предыдущих публикациях я уже называл такую практику «узаконенной продажей дипломов». Ты платишь деньги и через три года получаешь диплом. Может быть, помните — раньше в Москве на каждом столбе висели объявления «Продам диплом». А уверены ли мы, что у нас некоторые вузы не делают так же? Официально все узаконено, люди даже учатся и сдают экзамены, но требования в некоторых вузах и в некоторых программах настолько низкие и настолько расходятся с требованиями рынка труда, что любой может сдать экзамен. И тогда чем это отличается от продажи диплома?
Как нам исправить укоренившуюся практику?
Надо перестать воспринимать как должное ситуацию, когда способная латвийская молодежь выбирает учебу там, где лучше образование — за границей, в то время как некоторые латвийские вузы фактически занимаются продажей европейских дипломов студентам, например, из Азии. Хотя по отчетам все хорошо: растет число иностранных студентов, увеличиваются доходы вузов, идет вверх экспорт образования. На деле вузы конкурируют между собой по цене образования и по числу бюджетных мест. Нужно, чтобы они конкурировали по качеству образования. Министерство образования в последние два года стало публиковать мониторинг средней зарплаты выпускников латвийских вузов — это хорошая идея: и мы видим, что программы в вузах называются одинаково, а средняя зарплата у выпускников отличается в разы.
Подобная информация дает понять, где лучше качество образования и строже отбор студентов. Но эти две вещи связаны друг с другом. Где отбор студентов строже, там и качество образования лучше, потому что у преподавателей есть возможность давать сложный материал; да и требования к самим преподавателям и их зарплата — тоже выше.
Говоря о реформе вузов, нельзя пройти и мимо сложившейся ситуации со средними школами в стране.
Среди латвийских средних школ есть очень хорошие средние школы, есть гимназии, которые находятся в топе рейтингов, а есть школы с достаточно низким уровнем. И зачастую школы с плохими результатами централизованных экзаменов — это маленькие школы. Там учителя не могут специализироваться на одном предмете и одновременно преподают несколько предметов. У такого учителя низкая зарплата, потому что достаточно справедливый латвийский принцип «деньги следуют за учениками» означает, что чем меньше учеников на одного учителя — тем меньше зарплаты.
Все кричат, что учителей не хватает, но хороших учителей на низкую зарплату и не найти. А значит, нет и результата. И если мы проанализируем результаты централизованных экзаменов у учителей, которые идут работать в школы, — это очень средний результат. Лучшие выпускники школ обратно в школы в массовом порядке работать не идут. Такое положение вещей нужно менять.
Цель хорошего образования — дать людям инструмент, чтобы они могли зарабатывать деньги. А с хорошим образованием люди смогут работать где угодно, например удаленно — в международных компаниях, которые вообще находятся не в Латвии. И жить при этом в Латвии, в доме в сельской местности — с красотами природы и свежим воздухом. Почему бы и нет? Это может быть латвийским преимуществом.
В последние годы наблюдается отток людей из Риги. Причем с возможностью удаленной работы этот поток вырос так же, как и увеличился ареал того, что люди понимают под «окрестностями Риги». Близкая территория от Риги уже заполнена. В Латвии уже нет такой ситуации, когда люди стремятся жить непременно в крупных городах и экономических центрах.
Но как же быть с уже заявленными планами некоторых политиков о необходимости пригласить 100 тысяч гастарбайтеров? Может быть, завезем — и школы не надо будет закрывать, и уровень жизни повысится до уровня наших соседей?
Латвии не нужно завозить тысячи гастарбайтеров. Это ни в коем случае не улучшит уровень жизни в стране. Уровень жизни исчисляется произведенным внутренним валовым продуктом в расчете на одного жителя. Соответственно, если эти иммигранты сделают свой вклад в экономику выше существующего в Латвии ВВП на одного жителя, тогда их приезд повысит уровень жизни в стране. Но если квалификация иммигрантов достаточно низкая и они не смогут создать ВВП выше нынешнего латвийского уровня, то тогда этот показатель может только снизиться. И уровень жизни в Латвии из-за приглашения низкоквалифицированных мигрантов ухудшится.
Основные сторонники политики по приглашению в Латвию иммигрантов — это в основном представители отраслей, где до сих пор культивируют низкие зарплаты: текстиль, рыбная промышленность. Они становятся заложниками ручного труда с достаточно низкой квалификацией и маленькой зарплатой. Поэтому постоянно лоббируется приглашение трудовых мигрантов, вместо того чтобы думать о том, что будет выгоднее латвийскому обществу в целом.
Хочу подчеркнуть: ввоз тысяч гастарбайтеров не улучшит ни демографическую, ни экономическую ситуацию в стране. А для экономики и для общества в целом в стране было бы выгоднее провести модернизацию отраслей.
Так что же нам делать, чтобы догнать наших соседей?
Относительно технического прогресса в латвийском обществе бытуют два противоположных мнения. Для меня большая загадка, как они могут сосуществовать. С одной стороны, люди боятся, что будет недостаточное число рабочих рук, что надо завозить мигрантов. И с другой стороны — боятся, что будет высокая безработица, потому что искусственный интеллект и автоматизация заберут рабочие места.
Практика показывает, что постепенная модернизация, автоматизация производства, использование искусственного интеллекта — все это способствует росту производительности труда. ВВП на одного работника растет. А значит, растет и уровень жизни, и зарплата, потому что размер зарплат пропорционален производительности труда. И, соответственно, больше платится налогов в бюджет, а значит, есть возможность улучшить социальную сферу.
Еще сто пятьдесят лет назад в Лондоне были популярными такие профессии как крысолов и человек-будильник. Сейчас эти функции выполняет техника, или, если угодно, «искусственный интеллект». При этом рабочих мест в Лондоне за эти годы стало больше, условия труда и зарплаты улучшились, а безработица снизилась. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить сегодняшний Лондон с картинами из романов Чарльза Диккенса.
Поэтому нашей экономике будет выгоднее, если в Латвию будет приезжать не малоквалифицированная рабочая сила, а лучшие профессионалы в своей области. Почему израильские и немецкие клиники известны во всем мире? Потому что туда съезжаются лучшие врачи. Если наши университеты будут приглашать читать лекции, например, нобелевских лауреатов — это будет позитивный вклад в латвийский уровень жизни.
Понятно, что приглашать богатых лучше, чем бедных. Но что конкретно мы могли бы предложить, по вашему мнению?
Конечно, воплотить такой сценарий развития экономики гораздо труднее. Другие страны также конкурируют за лучшие умы. И чтобы Латвия и Рига могли победить, нужно предложить таким специалистам что-то очень привлекательное. И здесь речь идет не только о размере зарплаты, но и о состоянии окружающей среды.
Рига — столица Латвии. Если здесь находятся крупнейшие университеты, то необходимо создать и соответствующую среду: зеленый академический городок, один из лучших мире в своем роде — по окружающей природе, качеству и доступности жилья, по кругу общения. Если нам удастся воплотить в жизнь такой проект, к нам будут приезжать. Это не только вопрос зарплаты, это вопрос уровня жизни вообще.
В разговоре, в своих материалах вы очень часто используете термин «удовлетворенность жизнью» как весомый аргумент для необходимости каких-то перемен в стране. Однако, судя по риторике политиков, в Латвии удовлетворенности жизнью в стране и в столице уделяется мало внимания. Насколько важен этот показатель?
По социологическим опросам, Латвия отстает от Литвы и Эстонии не только по экономическим показателям, но и по удовлетворенности людей своей жизнью в стране. А ведь демография, экономический рост и качество жизни — это ведь звенья одной цепи.
Сейчас сохраняется тенденция, когда люди уезжают из Риги — они не удовлетворены качеством жизни в городе. Весь центр города отдан автомобилям. С детьми жить в центре достаточно сложно.
И если исследовать статистику по европейским городам — как меняется число жителей и насколько удовлетворены жизнью в городе, — Рига не является исключением. В Европе много городов, где число жителей сокращается. И в этих городах люди не удовлетворены качеством жизни. И наоборот — во всех европейских городах, где число людей растет и довольно быстро — на 10-20% за последнее десятилетие, люди очень удовлетворены жизнью.
То есть высокое качество жизни помогает приглашать высококвалифицированных специалистов из других городов и стран, а потом уже высококвалифицированные специалисты открывают свой собственный бизнес, генерируют идеи, привлекают зарубежные инвестиции — и это способствует экономическому росту.
Одно звено починили — и все улучшается, растет ВВП, происходит экономический рост, повышаются доходы городского бюджета, что позволяет еще больше улучшить жизнь в городе. Осталось только выбрать верное направление развития и воплотить его на практике.