Из-за войны в Украине и запрета импорта российского трубопроводного газа рынок в странах Балтии окончательно интегрировался в европейскую газораспределительную сеть. Интегрировался настолько, что газ по трубопроводу из Инчукалнского газохранилища может поступать в Европу. А у латвийских торговцев появились клиенты в Литве и Финляндии. О тонкостях газового рынка — от обслуживания домохозяйств до поставок большим предприятиям — Rus.nra.lv поговорил с главой департамента оптовой торговли Latvenergo Янисом Калейсом.
О связи Latvenergo с газом многие жители Латвии узнали только весной прошлого года, после того как правительство обязало вашу компанию закупить газ на международном рынке, чтобы обеспечить запасы на зиму…
На самом деле Latvenergo работает на рынке газа с 3 апреля 2017 года, с момента либерализации газового рынка. С 2017 года поставлялись объемы сжиженного природного газа через Литву, а также закупался газ российского происхождения по трубопроводу через АО Latvijas Gāze.
В настоящее время в связи с войной в Украине с 1 января этого года запрещены поставки российского газа в наш регион. В Latvenergo провели реструктуризацию поставщиков газа, который теперь мы получаем из литовской Клайпеды и нового финского СПГ-терминала в порту Инкоо. Таким образом мы сбалансировали портфель и объемы поставок для клиентов. Одновременно Latvenergo нарастило поставки газа в страны Балтии и в Финляндию, где у нас только промышленные клиенты.
Откуда в Латвию идет СПГ? Снова российские поставщики?
Нет. Сейчас у Latvenergo заключены прямые договоры с более чем десятью глобальными поставщиками газа и трейдерами, с известными предприятиями в мире — непосредственные производители СПГ (сжиженного природного газа. - Прим. ред.) и трейдеры. Конечно, производители СПГ всем известны: компании из Норвегии, США, Южной Африки, Австралии, Катара и Южной Америки.
У Литвы есть клайпедский газовый терминал, у Эстонии — совместный терминал с Финляндией в Инкоо и собственный, хоть и пока неработающий в Палдиски. Может быть, и Латвии пора построить собственный газовый терминал?
Два уже работающих газовых терминала в Инкоо и Клайпеде обеспечивают потребности всего региона в газе с избытком.
Мощности регазификации обоих терминалов в год — 72 тераватт-часа (ТВт). Они достигли оптимальной мощности по поставке газа для региона, но при необходимости ее можно и увеличить. Клайпеда уже обсуждает этот вопрос.
В Палдиски, насколько мне известно, месяца два назад оставалось провести небольшие строительные работы. Не хватало только погрузочного рукава (loading arm), чтобы обеспечить поставку сжиженного газа с моря на берег. Но сам причал и все сооружения были готовы. Думаю, сейчас они с этим справились и осталось поставить только сам терминал, то есть танкер-газовоз у причала, чтобы начать регазификацию.
Думаю, эстонский терминал должен обязательно остаться для безопасности обеспечения газовых поставок. Пару месяцев назад у меня состоялся разговор с финским оператором газораспределительной системы, который также является оператором терминала Инкоо. В любой момент танкер-газовоз, который используется для газификации из Инкоо может в течение нескольких часов перейти к терминалу в Палдиски и продолжить свою работу там.
Сколько же нам нужно газа?
Если мы рассмотрим потребление газа во всем регионе — после прошлой зимы и после ввода в строй генерирующих мощностей на возобновляемых энергоресурсах (с использованием солнца, ветра и т.д.) в этом году потребление газа составит примерно 40-45 ТВт. Мощность каждого терминала примерно 36-40 тераватт в год. И рынок наших стран слишком мал, чтобы строить еще один терминал.
Повторюсь, с точки зрения инфраструктуры мощности существующих терминалов достаточно. Более того, часть газа из Клайпеды по трубопроводу уходит в направлении Польши, в Западную Европу.
В прошлом году Latvenergo заключило с Клайпедским терминалом долгосрочный договор о погрузке шести тераватт газа в год. То есть вы взяли на себя примерно половину общего потребления газа в Латвии?
Даже больше. Исторически Латвия действительно потребляла примерно 12-14 ТВт газа в год. Всем известно, что произошло с ценами на газ и энергетикой в прошлом году. С начала военных действий в Украине в прошлом году логично потребление газа снижалось. В Латвии также активно начали использовать возобновляемые энергоресурсы, даже, возможно, быстрее, чем предусматривалось. Поэтому сейчас потребление газа в Латвии, снизилось примерно до 9-10 ТВт в год. Но мы не рассматриваем рынок только с точки зрения одной страны, наш регион — это Латвия, Эстония и Финляндия.
Вы не забыли назвать Литву?
При транспортировке газа в Эстонию и Финляндию не нужно платить тарифы за перекачку между государствами. Таким образом, Elektrum клиентам в Эстонии может поставлять газ без дополнительной платы за то, что газ пересекает границу Латвии и Эстонии. То же при поставках в Финляндию. Литва, вроде бы, планирует присоединиться к соглашениям, и этот вопрос обсуждается уже несколько лет, но прогресса пока нет. Поскольку Latvenergо заключило договор на поставку 6 ТВт ч. и регазификация на литовском терминале растянута в течение года — клиентам в Литве поставляют газ прямо из Клайпеды.
Сколько же вам все-таки приходится платить литовцам за то, что газ пересекает границу Латвии?
Никакой тайны в этом нет. Регазификация в Клайпеде обходится примерно в 1,40 евро за мегаватт час, чтобы газ ввести в систему. Нужно платить и потом в зависимости от того, какой продукт покупается на границе — на следующий день, на квартал, на год, — примерно 1 евро за мегаватт час. Так работает рынок.
Надо учитывать, что с апреля-мая, когда начало работу газопроводное межсоединение между Литвой и Польшей, чисто технически газ из Латвии, из Инчукалнса может дойти до Испании. Конечно, препятствием станут пограничные тарифы — на границе Польши и Литвы, Польши и Германии и т.д. При пересечении границ каждого государства у каждого оператора свой тариф. Технически такая прокачка возможна, но с точки зрения затрат вряд ли оправдает себя.
Не переплачиваем ли мы в итоге Клайпеде за газ?
Конечно, было бы лучше, если бы этого тарифа не было. Однако, если сравнивать два терминала — в Инкоо, в Финляндии, и литовский СПГ- терминал, — в Клайпеде тарифы по регазификации дешевле. Дело в том, что сжиженный газ перед запуском в трубопровод нужно подогреть, чтобы была возможность его транспортировать дальше по трубе. И для подогрева используют тот же сжиженный газ. Процент, который берет Клайпеда меньше, по сравнению с тарифами терминала в Инкоо. То есть Клайпеда работает более эффективно. Астрономической разницы между ценами на услуги двух терминалов нет, в зависимости от сезона разница составляет примерно 50 центов за мегаватт час. В пользу Клайпеды.
Как вы заключили долгосрочный контракт в Клайпеде? По каким схемам сейчас работают газовые терминалы в регионе?
Возможность долгосрочной резервации в Клайпеде появилась только в прошлом году. Если претендентов больше, чем предложенных мощностей, тогда свободные мощности перераспределяются пропорционально. Для долгосрочных контрактов Клайпеда резервирует примерно две трети мощностей. Чуть меньше, примерно 12 тераватт — для так называемых краткосрочных контрактов. На эти мощности может обратиться любой региональный торговец в течение года. И так называемый спот — газ покупается в любой месяц, в конкретный момент.
То же с Инкоо. В Финляндии пока не предлагают долгосрочные контракты, но они и начали работу в январе и первый коммерческий груз приняли в марте-апреле (газовый год не совпадает с календарным, считается с октября по октябрь следующего года). Пока они работают главным образом на спотовом рынке — предлагают к продаже на следующий месяц, на конкретные даты. Когда у них будет полный газовый год, тогда они и начнут предлагать годовые контракты.
В любом случае, как я уже упоминал, полная мощность терминалов по регазификации в регионе больше, чем существующий спрос. Поэтому как в Инкоо, так и в Клайпеде часто торговцы делают заявки, когда им нужно. Здесь кто первый пришел, тот и получил. И при необходимости увеличить объем мы также оцениваем необходимость покупки газа на спот-рынке.
Из нашего разговора создается впечатление, что газ мы получаем только через морские терминалы.
Сейчас возможно и получение газа по газовому трубопроводу — межгосударственному соединению между Польшей и Литвой. Там газ идет в обоих направлениях. Больше, конечно, в Польшу. Польские предприятия также являются пользователями Клайпедского терминала. Все зависит от ценовой ситуации.
И в нашем регионе уже работают не только польские компании. Десятки западноевропейских компаний уже открыли у нас представительства, работают в регионе, используют нашу инфраструктуру — например отправляют газ в Чехию или наоборот. Они, конечно, работают только в оптовой торговле, не с конечными потребителями и тем более не с домохозяйствами. Сделки заключают через биржу или напрямую с другими трейдерами, которые продают газ уже дальше, более мелким потребителям. В масштабах нашего рынка большим игрокам отдельные потребители неинтересны.
Мы можем сравнить объемы — в Европе в течение суток закачивают в хранилища больше, чем вся Латвия потребляет в течение года.
Можем ли мы сказать, что цены на газ сейчас в разы отличаются от прошлогодних?
В настоящий момент так называемые летние цены, как только прошло сообщение о забастовке в Австралии, буквально в тот же день выросли на 30%. И как только согласились, что забастовки не будет — цены тут же пошли вниз.
Цены в настоящий момент — 30-35 МВт час, на зиму - 50 МВт час, в прошлом году - прогноз взлетал до 280 МВт в час на бирже.
То есть разница существенная.
Почему же тогда я как маленькое домохозяйство этого практически не заметила?
Для домохозяйств до 1 мая был регулируемый рынок. Поставки газа физическим лицам осуществляло только Latvijas Gāze. И, конечно, была большая компенсация расходов от государства. И благодаря этому механизму зимой удалось удержать цены для жителей Латвии от резкого подъема. 1 мая кончилась регуляция рынка. Можно выбрать поставщика и надо просто сравнивать цены.
Есть такое мнение, что сейчас цены на газ для жителей не падают, потому что трубопроводный газ, газ из России был дешевле.
Это не так. Цена на трубопроводный газ российского происхождения также индексировалась в соответствии с ценой на газ на популярной газовой бирже в Нидерландах TTF. Соответственно, большой разницы — шел ли газ по трубе или поставлялся в сжиженном виде — уже не было.
Вы торгуете большим объемом газа. Не уменьшилась ли разница в цене при использовании для отопления древесной щепы в сравнение с газом из-за падения цен на газ и роста на щепу?
С чисто экономической точки зрения все равно, централизованная ли вы теплоцентраль или промышленное предприятие. В прошлом году в ноябре всем нужно было принять одно решение — какой вид топлива использовать в котельных.
Рассматривая щепу как источник энергии, вспомним, что объявлен курс по декарбонизации Европы. Щепа, биомасса, ветропарки, солнечная энергетика — направление, в котором движется вся энергетика Европы. Идет давление для снижения объемов сжигания невозобновляемых энергоресурсов, и оно усиливается за счет введения эмиссионных квот.
В пересчете на мегаватты энергия от щепы дешевле, чем от природного газа. Особенно если принять во внимание затраты на эмиссионные квоты. И сегодня становится понятно: «зеленый курс» — это надолго, и мы будем продолжать двигаться вперед вместе со всей Европой и миром.
С учетом плана по строительству новых мощностей по производству «зеленой» электроэнергии не исчезнет ли в недалеком будущем газ как сырье для тепло- и электроэнергии?
Для природного газа есть и будет место в энергетике для балансирования пиков потребления и обеспечения баланса энергосистемы, когда зимой не могут работать в полную силу солнечные панели или в период безветрия — ветропарки. Или, наоборот, когда возобновляемые ресурсы дают слишком много энергии. Из ископаемых ресурсов природный газ дает самый чистый для окружающей среды способ сбалансировать эти пики. Опять-таки для дома удобно — включил котел и радиаторы стали нагреваться.
Что в этой связи можно посоветовать держателям газовых котлов для отопления?
Latvenergo под брендом Elektrum занимается не только торговлей электричеством и газом для конечных потребителей, но и альтернативными видами систем отопления, в том числе тепловыми насосами. Объемы торговли этими системами в последнее время существенно выросли — люди рассчитывают затраты на долгосрочный период. Но это касается только частных домов. В квартиру тепловой насос не поставишь.
Вы очень большой для Латвии торговец газом, в том числе для домохозяйств. Почему вы не купили оператора системы распределения газа, компанию GASO, на аукционе, а отдали ее эстонцам?
GASO — действительно единственный оператор в стране, который отвечает за распределение газа под низким давлением. Собственником Gaso вплоть до аукциона была компания Latvijas Gāze. За магистральный газ отвечает латвийская компания Connexus. Со стороны Latvenergo тщательно исследовалась возможность приобретения Gaso. Однако компания была продана эстонцам. Продажа происходила конфиденциально, наверное, эстонцы предложили лучшие условия. Нынешнему оператору принадлежит и эстонская распределительная газовая система. Опыт у них есть.
После прекращения импорта российского газа по трубопроводу откуда, по-вашему, теперь Latvijas Gāze может брать газ?
LG может брать газ хоть по трубопроводу из Польши. Я не слышал, чтобы они напрямую участвовали в аукционах Klaipedos nafta, но вполне возможно, они покупают этот газ теперь у других компаний. Такая возможность есть. В балтийском регионе газа достаточно.