Пятница, 22 ноября
Рига -0°
Таллинн -2°
Вильнюс 0°
kontekst.lv
arrow_right_alt Интервью

Налог на природные ресурсы: увеличатся ли цены на товары?

Рудите Весере © F64

О связи между более дорогой одеждой и более чистой средой Neatkarīgā рассказала директор департамента охраны окружающей среды министерства охраны окружающей среды и регионального развития Рудите Весере.

В пакет нормативных актов, сопровождающих закон о бюджете на 2024 год, правительство и Сейм включили также повышение ставок налога на природные ресурсы. Теперь этот налог будет относиться к целому ряду товаров, которые он ранее не затрагивал. Впредь продавцы будут платить налог за реализацию текстильных изделий, а также за ввоз их в Латвию (это касается одежды, а также домашнего текстиля и обуви), поскольку таким образом можно уменьшить загрязнение природы выбрасываемой изношенной одеждой и рациональнее использовать ресурсы.

Раньше я платил тем, кто вывозит выброшенный мною мусор — за то, что они закопают его на горе в Гетлини. Но если средства от уплаты этого налога пойдут на раздельный сбор и переработку текстиля, я буду меньше платить за вывоз бытовых отходов, но зато мне придется больше платить за новую одежду. В принципе, это такая же депозитная система, что и с бутылками...

Начну с того, что повышение ставок налога на природные ресурсы не окажет существенного влияния на цену одежды, поскольку уже в нынешние цены входят расходы производителей и продавцов на утилизацию отходов.

Загрязнение окружающей среды теми упаковками для напитков, которые включены в депозитную систему, уменьшилось, но мы не можем включить в эту систему абсолютно все.

Чего не может сделать государство с чиновниками, то могут сделать предприниматели.

С упаковками, особенно с упаковками напитков, все просто, и поэтому многие страны мира ввели на них депозитную систему. Дело в том, что мы не храним напитки годами. Выпьем напиток и сдаем бутылку. Но одежду и обувь мы носим несколько лет, и между покупкой пальто и ситуацией, когда оно окончательно износится и мы его выбросим, может пройти долгое время.

Таким образом, невозможно отследить движение этих вещей — чтобы заплатить деньги за передачу этих вещей сборщикам мусора. То же самое происходит с электронными и многими другими товарами. Можно вводить систему ответственности производителей, но вводить депозитную систему для любого товара не получается. В Германии была попытка распространить депозитную систему на бутылки от шампуней, но это себя не оправдало.

Станут ли леса в окрестностях Риги и Юрмалы, вокруг Елгавы, Лиепаи, Вентспилса, Даугавпилса чище после повышения ставок налога на природные ресурсы? Ведь мы же станем страной с более высокой ответственностью производителей, чем при прежнем налоге на природные ресурсы…

Будем следить за тем, как система ответственности производителей будет работать вместе с системой сбора отходов, созданной муниципалитетами. Изменения в законе о налоге на природные ресурсы касаются не только повышения ставок, но и перераспределения собранных в соответствии с этим законом средств между государством и самоуправлениями. Доля средств, которые остаются у государства за захоронение отходов на полигонах, за несколько лет сократится с нынешних 85% до 20%. Все остальные средства пойдут самоуправлениям — при условии, что они действительно будут выполнять свои обязанности по обхозяйствованию отходов. Сейчас мы требуем от муниципалитетов определенного количества мусорных контейнеров на определенное количество жителей, а в дальнейшем будем требовать раздельный сбор определенного количества отходов, которые далее передаются на переработку и перерабатываются.

Если самоуправление, сотрудничая с выбранными им предприятиями по обхозяйствованию отходов, обеспечит раздельный сбор определенных отходов и переработку соответствующего объема отходов, то самоуправлению будут доступны средства от налогов. Если количество собранных и переданных на переработку отходов в каком-то регионе или самоуправлении в каком-то году не будет достаточным, данное самоуправление в следующем году не получит поступлений от налога на природные ресурсы.

Насколько такая система защищена от фальсификации отчетности?

В Латвии более десяти лет действует система учета (электронного) перевозок отходов — APUS. За это время система достигла достаточного уровня развития для того, чтобы действительно можно было отследить, какой мусор собран и куда он делся. Буря, которая произошла 7 августа, нанесла ущерб имуществу — было сорвано много крышь, разбиты окна, нанесены другие повреждения. Государство решило помочь жителям со сбором и захоронением шифера. Это дорого, поскольку содержащий асбест шифер является опасным мусором. Государство взяло на себя расходы на обхозяйствование строительных отходов, возникших в результате бури. Государство из средств на непредвиденные расходы оплатило только то количество отходов, которые засвидетельствовала система APUS: в места захоронения опасных отходов увезли шифер. Данные в систему APUS вводят перевозчики отходов, переработчики и управляющие полигонами для захоронения отходов.

Почему ставки налога на природные ресурсы надо было увеличить именно сейчас?

Законопроект, предусматривающий новые ставки налога, был разработан еще три года назад. Но Кабинет министров просто не рассматривал этот законопроект — отложил один раз, потом второй раз, потом третий. В этом году, возобновив работу над законопроектом, мы широко разъяснили эти поправки обществу, различным целевым группам.

На пленарном заседании Сейма во время дебатов о поправках к закону о налоге на природные ресурсы депутат Андрис Кулбергс вышел на трибуну с пачкой влажных салфеток в руке и сказал: «В пачке 520 граммов, она стоит от 2,60 до 3 евро, как в каком магазине. Налог (в зависимости от веса пачки) будет составлять 6,29 евро. То есть, пачка будет стоить 9,20. Вы нормальные? Это адекватная цена?» / Ekrānuzņēmums / Saeima

Оппозиция Сейма боролась за то, чтобы не распространять налог на природные ресурсы на влажные салфетки (ставка — 12,2 евро за килограмм), поскольку это приведет к значительному увеличению расходов на уход за новорожденными, а также за пожилыми и больными людьми.

Предложение о применении ставки налога к одноразовым изделиям, содержащим пластмассу (влажным салфеткам, табачным изделиям с фильтрами и фильтрам, предназначенным для использования вместе с табачными изделиями), и содержащим пластмассу орудиям рыбной ловли разработано с соблюдением закона о сокращении потребления изделий, содержащих пластмассу.

Налог на природные ресурсы придется платить только в случае, если не применяется система расширенной ответственности производителя — в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Закона о сокращении потребления изделий, содержащих пластмассу. Расширенная ответственность производителя распространяется на влажные салфетки — для нужд личной гигиены и домашнего хозяйства. Применение систем ответственности производителей во всех странах ЕС по отношению к влажным салфеткам должно начаться с 30 декабря 2024 года, в связи с чем налог начнет применяться с 1 января 2025 года.

Следует отметить, что многие изделия, без которых мы порой не представляем себе свою повседневную жизнь, практически не поддаются переработке и подлежат только захоронению. Захоронение отходов означает земельные территории, которые долгое время нельзя будет использовать ни для каких других целей. Поэтому пришло время задуматься о том, чем и как мы пользуемся и чем мы готовы жертвовать ради своего удобства и удовлетворения своих желаний. Экологические налоги — один из инструментов, с помощью которых мы можем влиять на свои действия, выбор и потребление.

В лесах и полях, во дворах, канавах и оврагах можно увидеть огромное количество выброшенного мусора — пустых бутылок и коробок с памперсами, пенопласт, старые сапоги и автомобильные шины, телевизоры и холодильники...

Система ответственности производителей не может стоять рядом с каждым жителем в тот момент, когда он выбрасывает мусор в лесу. При этом система ответственности производителей не отвечает за все виды отходов, ответственность регламентирована законами и правилами Кабинета министров. Часть средств от этой системы должна быть направлена на просвещение общества, это просвещение является и задачей самоуправлений. Вот, например, сегодня утром я снова увидела, что возле урны на остановке общественного транспорта лежит большой черный мешок с мусором.

Это плохо для природы, но не для тех, кто так выбрасывает мусор.

С выбрасыванием мусора точно так же, как и с превышением скорости дорожного движения. Все знают о том, что скорость нельзя превышать, но часть водителей все равно это делают. Делают, несмотря на то, что тех, кто нарушает закон на дороге, намного проще поймать и наказать, чем тех, кто нарушает закон в лесной чаще. Как поймать человека в тот момент, когда он выбрасывает или вываливает мусор? Конечно, если выбрасывать регулярно и в больших количествах, то в мусоре можно найти указания на то, откуда он взялся. Но в большинстве случаев таких указаний нет.

Нынешнее повышение ставок налога на природные ресурсы увеличивает плату за хранение мусора, а это пробуждает желание выбрасывать свой мусор если не в лес, то в чужие мусорные контейнеры.

Людей наказывают за то, что они выбрасывают мусор в неправильные контейнеры, хоть это и не происходит слишком часто. И все же муниципальная полиция с помощью камер видеонаблюдения может довольно многое отследить. Люди недооценивают надписи, предупреждающие о том, что ведется видеонаблюдение, а потом удивляются и жалуются, что на них накладывают штрафы. Согласна, что о таких случаях нужно информировать шире и громче. Стоит отметить и то, что многие дома закрывают мусорные контейнеры, чтобы другие не жили за их счет.