Пятница, 22 ноября
Рига +1°
Таллинн 0°
Вильнюс +1°
kontekst.lv
arrow_right_alt Интервью

«Мы называем кур своими коллегами». Разговор о стандартах содержания кур-несушек, качестве яиц, «черном золоте» и зеленом биометане

© Dmitrijs Suļžics/MN

Компания Balticovo создает первое и пока единственное в Балтии производство биометана. Какое отношение к биометану имеет крупнейший в Балтии производитель куриных яиц? Состоит ли ценность кур только в том, что они несут яйца? Зачем каждое куриное яйцо надо простукивать 16 молоточками? Что такое благополучие для кур и включают ли им для создания комфортной атмосферы музыку? На эти и другие вопросы отвечает член правления АО Balticovo, директор по коммуникациям и развитию Томс Аушкапс.

Работа в сфере производства энергии не является для Balticovo чем-то совершенно новым. Предприятие уже несколько лет производит биогаз для получения электроэнергии и тепловой энергии. Летом 2023 года был открыт парк солнечных панелей. Следующий шаг — инновационный завод европейского уровня по переработке биогаза в биометан. Таким образом, Balticovo обеспечивает полный цикл безотходного производства и становится явно дружественным окружающей среде предприятием.

Что значит работать в индустрии, где главными «работницами» являются куры?

Это непросто, потому что мы имеем дело с живыми существами. Мы так и называем кур — своими «коллегами», «работницами». Вот и получается, что мы являемся очень крупным «работодателем» на латвийском рынке труда, поскольку у нас 3,5 миллиона кур.

Мир производства продуктов питания достаточно сложен. Но если ты имеешь дело с живыми существами, это еще больше усложняет производство. О курах нужно заботиться как о работниках. Их нужно защищать, следить, чтобы у них было все необходимое и не было ничего лишнего, от чего они могли бы пострадать.

Кажется, что главный продукт нашего производства — яйца. Но мы интересны тем, что наше предприятие представляет несколько отраслей. Первая — это производство яиц. Это сфера сельского хозяйства. Но мы занимаемся и переработкой — сортировкой и упаковкой яиц, их жидкой переработкой, переработкой вареных яиц. При этом должны соблюдаться все требования хорошего содержания кур и европейские стандарты. А они очень высоки.

Куры и биотметан

Вскоре Balticovo займется и производством биометана. Как все это будет происходить, и какая польза будет от этого?

Мы вломились в энергетическую отрасль. В конце лета мы открыли парк солнечных коллекторов мощностью 2,3 мегаватта, таким образом, мы стопроцентно обеспечиваем собственное потребление. В нашем случае это было особенно важно, потому что у нас самое большое потребление электричества приходится на лето, когда светит солнце, поскольку нужно обеспечивать вентиляцию. Для кур очень важен климат, свежий воздух, важно, чтобы поступал кислород, и чтобы они хорошо себя чувствовали.

Мы быстро окупим эти инвестиции, было бы грешно этого не сделать. Так мы сделали первый шаг в мир энергетики. В начале следующего года планируем открыть предприятие, какого еще не было ни в Латвии, ни в Балтии, и мне кажется, что мы станем инновационными лидерами и во всей Европе.

Но вернемся на несколько лет назад, в недавнее прошлое. Мы уже инвестировали более десяти миллионов евро в производство биогаза. Поголовье кур наряду с яйцами производит и «черное золото», то есть, помет. Его объем сейчас чрезвычайно велик — 85 тысяч тонн в год. Мы весь этот объем собираем, перевозим на биореактор, на ферментацию. В ферментаторах собирают газ и производят из него биогаз. Из биогаза мы до сих пор производили электричество, тепло, а также гранулированный дигестат, который является удобрением. Это был первый шаг. Сейчас мы планируем открыть станцию по очистке биометана. Туда по трубопроводу будет поступать биогаз, его будут очищать от углекислого газа и получать чистый биометан.

Где этот газ можно будет использовать? Для плиты и других кухонных приборов?

Это будет аналог природного газа зеленого происхождения. И это очень важно, что биометан имеет зеленое происхождение. Это не ископаемое топливо.

Мы планируем вернуть свои инвестиции, продавая не только сам газ, но и сертификат о его происхождении. Этот биометан стопроцентно производится из куриного помета. Он чрезвычайно ценен. Там нет никаких других биопримесей. Это означает, что производителям, которые покупают и используют этот газ, не нужно платить за квоту на выбросы.

Нам повезло, что через территорию нашей фабрики в Иецаве проходит газопровод. Это будет первый случай в Латвии, когда кто-то подключится к газопроводу напрямую. До сих пор производители газа были вынуждены его сжижать и только после этого газ можно было транспортировать для продажи.

Мы движемся к устойчивому решению. Станцию по очистке газа мы строим рядом с трубопроводом Conexus и сетью Gaso, по которым этот очищенный газ будет поступать в общую газовую сеть. Параллельно мы будем продавать его и другим потребителям.

За какое время этот проект окупится?

Не хотел бы это раскрывать. Но совершенно точно, что в разумные сроки. Причем, это частные инвестиции.

Значит, в этом году в нашу систему газоснабжения поступит ваш зеленый газ? И он попадет к жителям Бауски?

Да, таков план. У нас был разговор с главой Gaso Бауского края, и он сказал, что объемы нашего газа являются значимыми. Радует, что нам также удастся снизить зависимость Латвии от внешних поставщиков газа. Мощность нашей станции — около 2000 кубометров в час. В год мы сможем производить около 100 000 мегаватт-часов чистой энергии. Получается, что из помета наших кур мы можем производить больше газа, чем способен потреблять Бауский край.

Недавно доктор наук по ядерной физике Агрис Ауце говорил о том, что в Латвии не развиваются виды зеленой энергии, в том числе и ядерная, поскольку существует огромное российское газовое лобби, которому наши политики не могут противостоять. Не боитесь, что могут быть выпады и против вашего бизнеса?

До сих пор мы с этим не сталкивались. Торпедирование, скорее, может проявиться в сфере энергетической политики. Уже сейчас мы чувствуем, что процесс согласования этого проекта бюрократически очень сложен. Мы первые, кто идет этим путем, и вместе с государством создаем законодательство. Но Латвия заинтересована в реализации этого проекта.

Что вы делали с куриным пометом, когда станции по производству газа еще не было? Куда его девали?

Мы уже почти десять лет производим биогаз и электричество, что также является хорошим и эффективным способом переработки помета. Производство у нас существует не только в Иецаве, но и в Мадоне, Вилце и Даугавпилсе.

Куры на свободном выгуле на производстве Balticovo в Мадоне / F64

В Вилце Елгавского края у нас есть территория для 20 000 кур свободного выгула. За неделю можно собрать грузовик с прицепом помета, если не на два. Этот помет мы не перевозим на биореактор в Иецаву. Мы нашли местного производителя, который выращивает чеснок, и договорились, что он оставляет свой прицеп, мы его загружаем, и он вывозит помет на свои поля. Это замечательное удобрение, с которым нужно правильно обращаться, его нужно погружать в землю, чтобы не было запаха и лишних выбросов. Раньше утилизация помета шла, в основном, через фермерские хозяйства. Мы искали партнеров по сотрудничеству — крестьянские хозяйства, которым нужно удобрять поля.

Вы упомянули о 20 000 кур свободного выгула. Значит, они находятся в самых благополучных условиях?

В Европе существуют четыре стандарта хорошего содержания кур. Каждый из этих стандартов имеет свой номер, который можно увидеть и на упаковке яиц. Цифра три — это куры, содержащиеся в клетках. Двойкой маркируются яйца, снесенные в хлеву или за пределами вольеров. И есть яйца кур, содержащихся в свободных условиях. Для каждой птицы нужно обеспечить четыре квадратных метра, то есть, в Вилце и Мадоне, где содержится по 20 000 птиц, должно быть восемь гектаров, чтобы куры могли свободно пастись.

Первая цифра на упаковке яиц и на самих яйцах означает метод содержания кур-несушек: 0 — биологическое хозяйство, 1 — куры на свободном выгуле, 2 — куры в закрытом курятнике, 3 — куры в клетках. / F64

А еще есть биологические хозяйства, где производятся яйца свободных кур, и эти яйца маркируются нулем. Есть еще один важный критерий — этим курам нужно обеспечить биологически сертифицированный корм.

У нас есть все четыре вида яиц, и я призываю потребителей при покупке обращать на это внимание. Надо сказать спасибо нашей Продовольственно-ветеринарной службе, которая очень тщательно контролирует и нас, и других производителей, следит, чтобы на яйцах была очень четкая маркировка.

Конкуренция с Украиной

В латвийских магазинах также можно купить яйца украинского происхождения. Какие цифры маркировки можно применить к ним?

Не могу сказать. Там могут быть разные цифры. А начать следует с того, что для Украины регулирование Евросоюза не является обязательным, поскольку Украина не входит в Евросоюз. Ветеринарные стандарты и регулирования также не действуют. Конечно, Украина стремится к европейскому качеству, но ей еще предстоит долгий путь. Там совсем другая база себестоимости яйца. Напомню, что в основе себестоимости яйца лежит стоимость зерна. Примерно 70-80% себестоимости яйца составляет цена на зерно. В Украине, особенно сейчас, особые рыночные условия, и цена на зерно может быть даже в два раза ниже. Также крайне важным является соблюдение стандартов хорошего содержания. Евросоюз установил для нас очень высокие требования именно к благополучию кур — площадь, оборудование, поилки и т.д.

Украинские дешевые яйца существенно травмируют местный рынок. Чувствуете ли вы это?

Конечно, чувствуем. Я бы хотел разделить две вещи. Мы очень сочувствуем и переживаем за то, что сейчас происходит в Украине, и по мере возможностей поддерживаем Украину. Мы отправляли в Украину и яйца. Однако, следует признать, что с притоком украинских яиц мы видим на местном рынке элементы недобросовестной конкуренции. В Украине существуют одни требования к качеству яиц, у нас другие — гораздо более жесткие условия. Поэтому немного нечестно, что мы вынуждены конкурировать на одной полке в магазине с продуктами из государства, в котором требования не такие жесткие, а стандарты более низкие.

Когда курица счастлива?

Отличаются ли яйца по качеству и по вкусу, в зависимости от стандартов содержания кур?

На вкус влияет состав корма. С куриными яйцами, произведенными в Европе, не должно быть никаких сюрпризов. У нас, например, давно уже не используют рыбную муку. В кормах для животных запрещено использовать протеины животного происхождения.

Есть множество мифов об интенсивности цвета яичного желтка — говорят, что чем желтее желток, тем яйцо полезнее. Но это не так. В Скандинавии желток биологического яйца будет очень бледным. А на юге Испании и в Италии он будет ярким, даже красным. Там в корм добавляют искусственные красители, чтобы желток яйца был темным оранжево-желтым.

Balticovo в качестве натурального красителя использует кукурузу. Каротин попадает в желток. Мы большую часть яиц и яичных продуктов экспортируем за пределы Латвии. Здесь, в Латвии, остается около 30% нашей продукции. 70% экспортируется в более чем 20 стран.

Можно ли сказать, что курица, содержащаяся в благополучных условиях, является более счастливой?

Один из показателей хорошего содержания — это то, как куры несутся. Очень хороший показатель — если курица снесет одно яйцо в день. Мы за этим следим. Мы в положительном смысле являемся заложниками — чем лучше мы будем относиться к курам, обеспечивать им лучшие условия, тем они будут щедрее на яйца.

Есть ли, кроме Пасхи, еще какой-нибудь праздник, когда спрос на яйца особенно велик?

Яиц столько, сколько их несут куры, мы не можем накапливать их на складе. Мы не можем позволить себе хранить яйца дольше пяти дней. У нас заключены контракты с сетями магазинов, которым мы обязались поставлять яйца в течение пяти дней. Яйца, которые куры снесли сегодня, завтра будут доставлены в магазин.

В году бывают два напряженных периода — декабрь, когда приближается Рождество и Новый год, но это короткий и быстрый подъем, и Пасха, когда спрос иногда вырастает вдвое. Тогда самый большой вызов — как по-христиански разделить на всех, мы заботимся о том, чтобы всем хватало. И зачастую наши специалисты по продажам оказываются умнее самых умных систем планирования. Я очень доверяю нашей команде, которая часто становится для закупщиков консультантами, помогая решить вопрос, сколько им понадобится яиц.

16 молоточков для одного яйца

Что вы делаете с теми яйцами, которые не доходят до заказчика? Вы их перерабатываете?

Во-первых, необходима очень кропотливая работа, чтобы не возникало ситуаций, когда что-то остается. Наш директор по птицеводческому производству очень тщательно планирует, сколько килограммов корма нужно птицам, когда и как куры будут нестись. Чтобы мы знали, сколько и в какой день мы получим яиц.

Во-вторых, не все яйца идеальны, не все яйца соответствуют категории А. Категория А означает, что яйцо очень тщательно проверили, что оно прошло проверку на сортировочной машине. Сортировка начинается с того, что каждое яйцо простукивают 16 молоточками, на каждом из которых есть датчик. Сенсор оценивает отзвуки ударов, и если какой-то звук отличается от остальных, это значит, что где-то в яйце может быть микротрещина, которую глазом не заметить. Но, с точки зрения продовольственной безопасности, этот микропробел угрожает безопасности яйца, ведь туда могут попасть микробы и начаться нежелательные процессы. Такое яйцо мы не отправляем в торговлю. Все яйца, которые чему-то не соответствуют, мы направляем на жидкую переработку яиц — жидкая масса яиц разделяется на желток и белок. Желток идет на производство майонеза, а белок на производство кондитерских изделий или фитнес-протеинов.

Около трех четвертей яиц доходит до упаковки, а одну четвертую часть мы превращаем в жидкие яичные продукты. Замороженная яичная масса отправляется даже в Новую Зеландию и Вьетнам для снабжения судов или в Европу, в отели. Мы производим и яичный порошок.

Что вы делаете с яичной скорлупой?

Скорлупу можно использовать в сельском хозяйстве для раскисления почвы. Наши объемы настолько велики, что мы не можем все реализовать. Радует, что некоторые фармацевтические компании на основе кальция изготавливают пищевые добавки.

Мы планировали создать сушилку для скорлупы, но, к сожалению, начало войны и резкий рост цен на энергоресурсы нарушили эти наши планы. Скорлупу можно было бы использовать для вторичной переработки, оставляя в ней чистый кальций, который мы могли бы добавлять в корм. Кальций очень важен для кур, сейчас мы покупаем доломитовую муку и смешиваем ее с измельченными ракушками. Если бы у нас была сушилка для скорлупы, мы могли бы заменить доломитовую муку собственным кальцием. В год мы производим 120 000 тонн корма, и доля кальция в нем довольно велика. Сейчас мы продаем скорлупу сельскохозяйственным или фармацевтическим предприятиям, которые вносят ее в почву или производят из нее пищевые добавки.

Часть яиц вы продаете вареными?

Вареные яйца широко используются. Объем реализации ֫— около 400 тонн вареных, очищенных яйц в месяц. Они попадают и в Германию, и в Польшу, где существует огромная индустрия по производству различных салатов из яиц. В Балтии тоже есть салатные бары.

Вы включаете музыку для кур?

Я собираюсь обратиться к студентам Латвийского университета бионаук и технологий, которые, возможно, могли бы провести исследование. Я думаю, что курам может понравиться спокойная фоновая музыка. Курочки, правда, рано ложатся спать. Они отправляются на отдых в четыре-пять часов дня. Потом свет делается меньше. Шума тоже быть не должно, чтобы куры могли спокойно отдыхать на насестах. Это тот момент, когда у них в яйцеводе начинают образовываться яйца. Важно, чтобы в это время все вокруг было спокойно, тогда яйцо будет идеальным.