Президент Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзевич отвечает на вопросы о том, насколько Литва, руководители страны и литовский народ готовы к нападению России. Журналист подчеркивает, что готовиться отразить врага, готовиться к войне никогда не поздно. Он объясняет, почему обществу многое не рассказывают.
Какой является позиция литовского правительства о возможном вторжении России?
В Литве есть две ярко выраженные линии мнений по этому вопросу. Эти мнения публично высказывают политики, военные эксперты и многие другие. Одни говорят, что все равно, что бы мы ни делали, Россия будет планировать вернуться к тем границам, которые были в 1991 году. Это неизбежно. Второе мнение основано на том, что NATO и другие страны нам помогут. Отмечается также, что если мы продолжим поддерживать Украину, это пойдет нам на пользу. Есть и другие, более радикальные, маргинальные позиции — о том, что нужно заключить мирное соглашение с Россией. Есть и такой радикальный подход — ничего не надо ждать, надо самим атаковать, но это мнение непопулярно. В народе есть мнение, что война неизбежна, что надо готовиться, и если мы будем готовы к войне, то она, может быть, «пройдет мимо».
В Латвии некоторые планируют рыть вдоль границы защитный ров. Как Литва готовится к войне с Россией?
Общая идея Латвии, Литвы и Эстонии заключается в том, что необходимо укреплять границы. План укрепления восточной границы находится на официальном уровне. С нашей стороны укрепляется граница с Беларусью. Не могу сказать, что это происходит во всех городах, не могу сказать, что в Литве роют траншеи. Может быть, тут надо сказать — к сожалению. Если мы говорим, что война практически неизбежна, то надо рыть. Но понятно, что тогда начнется паника.
Не поздно ли рыть траншеи, не надо ли было думать об этом раньше?
Нет, не поздно. Даже когда война начнется, надо рыть и сражаться. Разговоры о рытье защитных рвов были, но ничего не сделано. Даже Украина сейчас роет. Готовиться отразить врага никогда не поздно.
Сколько информации об угрозе войны попадает в литовские СМИ?
Эта тема постоянно присутствует в прессе. Эту тему комментируют и политики, и военные эксперты. Также цитируются мнения зарубежных экспертов. Например, представители армии неделю назад опубликовали заявление — завтра войны не будет! Но есть мнение бывших представителей спецслужб, которые считают, что Россия готовит движение армий, но никто не говорит, куда. Может быть, в Молдову, может быть, в страны Балтии. Но реально каждый день говорят о провокациях. 15 марта ушел в отставку министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас. Ответственные лица министерства не давали никаких комментариев по поводу этой отставки в течение половины дня. В целом мы знаем, что прошение было подано на основании совершенно непонятных вещей. В этот момент можно спекулировать на теориях заговора, но мы не знаем причины.
Сколько информации о возможной войне с Россией не попадает в литовскую прессу?
Если это военная тайна, она не попадет в прессу. Уверен, есть информация, которую прессе не предоставляют. Я более чем уверен, что есть информация, которую обществу не сообщают. Это делается для того, чтобы не волновать население. Но главное, почему информация не разглашается, — чтобы через публикации в СМИ враг не узнал о наших планах. Правительство скажет, когда это надо будет сказать. Мы понимаем, что и в случае с Украиной так было. Государственная тайна — это и военная тайна.
В Латвии уже долгое время говорят о бомбоубежищах, убежищах... Какой является ситуация в Литве?
Эта тема очень актуализировалась в течение последних недель. Мэр Вильнюса официально заявил, что убежища есть, но они рассчитаны на краткое пребывание. Нет мест, где люди могли бы оставаться в течение длительного времени. Сейчас есть проект строительства огромного стадиона, который обойдется более чем в 100 миллионов. В этой военной ситуации возведение стадиона неактуально. Тема убежищ очень популярна среди военных экспертов, которые подчеркивают, что нужно строить убежища. На практике этого не делают или делают чисто символически. Люди сами начинают это делать. Сейчас начинают продвигать законопроекты, которые в будущем при строительстве дома будут предусматривать обязательное требование о создании помещений для убежища.
[О действиях стран Балтии и других государств мира по созданию бомбоубежищ, kontekst.lv подробно рассказывал ранее].
Получается, что правительство Литвы ничего не делает, и люди должны сами заботиться о своей безопасности?
На уровне муниципалитетов и на уровне правительства за два года ничего реально не сделано. Было только много разговоров. На самом деле те жители, которые думают о себе, что-то делают. В любом случае, если начнутся военные действия с Россией, это будет война с NATO. Это означает, что все будет в очень широком масштабе не только в Литве, но и в других странах. Предположительно, NATO быстро выиграет эту войну. Да, есть мнение, что Трамп придет к власти, и NATO нас не защитит. Эти же пессимисты отмечают, что в данном случае никакие бомбоубежища не смогут нас защищать в течение долгого времени. Есть мнения реалистов и пессимистов, что никакие убежища в случае войны нас не защитят.
Есть мнение, что в случае войны NATO не сумеет своевременно отреагировать и сможет прийти на помощь только через три дня...
Официальная реакция должна быть более быстрой. Согласно документам NATO, в которых оговорена оборона, упоминается, что в случае войны есть три процедуры. Первая — если кто-то нападает на какую-то страну NATO, эта страна должна сама немедленно начать обороняться. Если государство не защищает себя, оно не может требовать помощи. В начале войны в NATO проходит внутренняя политическая консультация. Решается, какие действия нужно предпринять. Алгоритм очень простой. Реакция с первой минуты. Если говорить о крупномасштабных действиях, это может занять время. Современная Россия — страна-урод, которая ни одной стране официально не объявляет войну. Это доказало нападение на Украину. В случае с Литвой нам поможет Германия. Если вдруг Россия официально нападет на несколько стран, реакция NATO будет более быстрой. Все определит то, какого масштаба столкновение будет с Россией. Здесь сценарии могут быть разные. Возможно, вторжение произойдет со стороны Беларуси. Публично эти возможные сценарии вторжения никто не озвучит, это военная тайна. Думаю, NATO в любом случае отреагирует на нападение на любую страну Балтии.
Вы упомянули, что Литве поможет Германия.
Двусторонний договор гласит, что в Литве базируются силы NATO из Германии. В Латвии базируются силы из Канады, а в Эстонии — из Великобритании. Силы NATO находятся внутри страны, и у нас с ними очень тесное сотрудничество. У нас есть военные базы, построены целые поселки. Планируется, что вскоре в Литву на постоянное место жительства переедут немецкие военные — с семьями. Для них строится поселки, где будут школы, детские сады. Знаю, что в Латвии нет такого тесного контакта с иностранными военными, которые изнутри укрепляют вашу оборону.