Суббота, 19 октября
Рига +9°
Таллинн +10°
Вильнюс +7°
kontekst.lv
arrow_right_alt Криминал

Подробности подготовки убийства администратора Бункуса — следователи собрали пазл

© Dāvis ŪLANDS, F64 Photo Agency

Полиции и прокуратуре удалось до мельчайших подробностей выяснить, как планировалось и осуществлялось убийство адвоката Мартиньша Бункуса.

В качестве заказчиков обвиняются предприниматели Михаил Ульман и Александр Бабенко. Прокурор Алдис Ласманис признался программе LTV De Facto, что подозревал их с самого начала расследования: «Моя профессиональная интуиция подтвердилась», пишет портал NRA.

Из обвинений, выдвинутых Ульману, с которыми De Facto неофициально удалось ознакомиться, вытекает, что подготовка к убийству адвоката и администратора неплатежеспособности Бункуса проходила на 11 гектарах в Катлакалнсе Кекавского края.

На скрытой за бетонным забором территории находятся незавершенная гостиница, баня и несколько других сооружений. По мнению следователей, в этом месте убийцы Бункуса встречались, проверяли огнестрельное оружие и хранили транспортные средства, привезенные из Литвы.

Собственность принадлежит акционерному обществу A.V.V. В 1991 году предприятие было основано известной в уголовных кругах тройкой, в которую входил и Геннадий Валягин. Он тогда был правой рукой Ивана Харитонова, которого называли королем рэкета.

Во второй половине 90-х годов Харитонова и Валягина осудили за вымогательство. Они провели в тюрьме несколько лет. В марте прошлого года Валягина застрелили в его машине у бара в Плявниеки.

Неофициальная информация свидетельствует о том, что следователи считают именно Валягина организатором убийства Бункуса.

Убийство заказали, или, как сказано в обвинении, к нему подстрекли совладелец Mono и выгодоприобретатель банка LPB Михаил Ульман и крупнейший владелец сети магазинов Mego Александр Бабенко. У обоих с Валягиным были и деловые, и личные взаимоотношения.

Соответственно обвинению, у Ульмана как бывшего члена правления предприятия Rego Trade возникла неприязнь к Бункусу как к администратору неплатежеспособности этой фирмы. За убийство Бункуса организатору было предложено 100 тысяч евро, исполнителю — 200 тысяч евро. Деньги Валягину отдал Бабенко, но до самого исполнителя все обещанное так и не дошло. Не заплатили более 100 тысяч евро, сообщил прокурор Ласманис.

Для убийства Валягин нанял гражданина России Виктора Кривошея, который в свое время сидел в Елгавской тюрьме за убийство и грабеж. Кривошея попросили выследить Бункуса и выяснить его ежедневный маршрут передвижения, дали ему два пистолета-пулемета и боеприпасы.

Первая попытка убийства провалилась из-за технического сбоя — оружие просто не выстрелило.

Бункус был убит со второй попытки. Кривошей вместе с неизвестным водителем в грузовике ждал Бункуса на дороге. Когда Бункус был достаточно близко и начал совершать маневр обгона, Кривошей из грузовика сделал не менее семи выстрелов из автомата Калашникова.

После убийства его исполнители свернули направо перед Брасовским мостом. Между путями и кладбищем они сожгли грузовик, пересекли железную дорогу, в зоне жилых домов на улице Озолу забрались в темную машину и уехали. Затем в Пардаугаве снова сменили машину.

В обвинении, с которым De Facto неофициально ознакомилась, события изложены очень подробно, что указывает на сотрудничество кого-то вовлеченного — возможно, Кривошея — с полицией, по крайней мере какое-то время.

«В настоящее время ни один из обвиняемых не признает свою вину, использует предусмотренные законом средства и осуществляет свою тактику защиты. Комментировать, каким образом мы получили информацию или кто с нами сотрудничал и как мы получили эти сведения, я сейчас не могу», — говорит Ласманис, который начал надзор над уголовным процессом в 2019 году, примерно через год после убийства Бункуса.

Подозреваемых в убийстве Бункуса, включая потенциальных заказчиков Ульмана и Бабенко, задержали в прошлом году — четыре года спустя.

Защитники обвиняемых отказались от интервью De Facto. Только адвокат Бабенко письменно ответила, что ее клиент не участвовал в совершении преступления.

В случае признания вины минимальный возможный срок лишения свободы составляет 15 лет.