Среда, 20 ноября
Рига +5°
Таллинн +1°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Культура

Помнят ли в Тарту Лотмана? Исполнилось 30 лет со дня смерти одного из главных советских культурологов

Любовь Киселева, профессор-эмитериус Тартуского университета © Rus.nra.lv

28 октября 1993 года не стало культуролога Юрия Лотмана. Журналист Евгений Завадский по просьбе Rus.nra.lv поговорил с профессором-эмитериусом Тартуского университета, членом правления Фонда Юрия Лотмана Любовью Киселевой о том, как в Тарту сохраняют память о великом ученом.

Один из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, один из главных специалистов по творчеству Александра Сергеевича Пушкина, Лотман оказал мощное влияние на эстонскую науку и политику. Всю научную карьеру он провел в Тартуском университете, где занимался вопросами семиотики, а в конце 80-х активно участвовал в политической жизни Эстонии: состоял в совете уполномоченных Народного фронта, выступал против сталинизма и за закон о национальном языке.

Любовь Николаевна, как Тартуский университет отмечает эту круглую и печальную дату — 30 лет со дня смерти Юрия Михайловича? Помнят ли Лотмана бывшие студенты?

Память о Юрии Михайловиче Лотмане в Тартуском университете жива и актуальна. Ежегодно начиная с 1995 года ко дню его рождения устраивается Лотмановский семинар, давно превратившийся в солидную международную конференцию. В 2002, 2012, 2022 годах у нас проходили широкомасштабные конгрессы, последний — на тему «Семиосфера Лотмана», по трагическому стечению обстоятельств совпавший с началом агрессии России против Украины.

Его кафедра — кафедра русской литературы Тартуского университета — всегда вспоминает о нем в день его кончины, и этот год печального юбилея не исключение. После возложения цветов на могилу Юрия Михайловича Лотмана и его супруги, доктора филологических наук, литературоведа Зары Григорьевны Минц, в понедельник, 30 октября пройдет круглый стол «Юрий Лотман в нашей жизни» с участием студентов и преподавателей из Тарту и Таллинна.

Разумеется, его выпускники помнят о нем. В сборнике, изданном в Тарту к его 100-летию, были опубликованы замечательные воспоминания его учениц Ксении Кумпан и Марии Иониной, в следующем тартуском сборнике — воспоминания Светланы Кульюс. В Таллинне в 2021 году был издан большой том «Лотманы: Семейная переписка 1940-1946 годов», который готовили его ученики.

Могилы Юрия Лотмана и Зары Минц на кладбище Раади / Евгений Завадский

Сейчас трагическое время для русской культуры. Сказывается ли это на наследии Лотмана? Есть ли опасность, что какая-то часть его будет утрачена?

В каком смысле «будет утрачена»? Наследие Лотмана в основном опубликовано, а его архив хранится в двух надежных хранилищах: в библиотеке Тартуского университета и в Фонде семиотического наследия Таллиннского университета. Так что утрачено его наследие быть не может, если не произойдет глобальная катастрофа — но тогда уже и предмета для волнений не будет. А если вы имеете в виду, что какой-то ученый или группа ученых в Эстонии не захотят читать его труды, потому что они посвящены русской культуре, то это их выбор, и, мягко говоря, не самый умный.

Тартуские студенты читают и реферируют работы Юрия Михайловича почти во всех историко-литературных и теоретических курсах, так что они имеют неплохое представление о его наследии.

Широкому зрителю Юрий Лотман был известен как автор цикла видеолекций об истории и культуре

Мы знаем Юрия Лотмана как эстонского ученого. Он работал в других республиках Балтии?

Да, Юрий Михайлович неоднократно читал лекции в Латвийском университете по приглашению заведующего кафедрой русской литературы профессора Льва Сергеевича Сидякова, с которым его связывали дружеские отношения. Участвовал он и в конференциях, следил за научным путем рижан-студентов, потом и выпускников Латвийского университета: Лазаря Флейшмана, Романа Тименчика, Бориса Равдина и других. Рижане в свою очередь участвовали в тартуских конференциях, печатались в тартуских изданиях. Поскольку Тарту и Рига находятся недалеко друг от друга, контакты бывали достаточно частыми.

Юрий Лотман был фронтовиком. Но известно, что он не носил наград и редко говорил о том, что пережил на фронте. Что такое война — по Лотману?

То, что Лотман не носил своих боевых наград, говорит о его скромности, а не о том, что он их не ценил. Война — это очень большая и важная для него часть жизненного опыта. Ему пришлось выходить из окружения, он был контужен. Думаю, что лучше всего говорить об этом словами самого Лотмана. Он вспоминал о войне в своих «Не-мемуарах», останавливаясь в основном на забавных случаях и бытовых подробностях.

Его короткая статья, изданная ко Дню Победы в газете «Тартуский государственный университет» в 1980 году, завершается словами: «Конечно, воевать можно только, когда знаешь, за что воюешь, и веришь в это дело. А вообще, от души желаю всем читателям мирной жизни».

К сожалению, пожелание Юрия Лотмана не сбылись. В Украине, на земле, на которой он когда-то воевал, идет война. Он до этого не дожил.

Текст этой статьи Юрия Лотмана можно прочитать на нашем сайте по этой ссылке.