Вторник, 26 ноября
Рига +7°
Таллинн +8°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Конкурс в совет airBaltic: возникает много вопросов

© F64

Кандидат, которого конкурсная комиссия оценила выше всего, не стал новым членом совета airBaltic, сообщили Neatkarīgā поднявшие тревогу лица. Министерство сообщения, которое осуществляет политический надзор за этим конкурсом, воздерживается от четкого ответа на вопрос.

По информации Neatkarīgā, Нормундс Станевичс получил самое большое количество баллов среди кандидатов, но победителями признаны и утверждены в должности другие люди.

Уклоняются от ответа по существу

Согласно пресс-релизу, распространенному министерством сообщения, на должности трех членов совета airBaltic заявки подали 68 претендентов. Мы задали министерству сообщения следующие вопросы: Кто из 68 претендентов получил наибольшее количество баллов? Был ли претендент, набравший наибольшее количество баллов, утвержден в должности члена совета airBaltic? Если нет, то почему?

От руководителя отдела коммуникаций министерства сообщения Байбы Гулбе мы получили ответ: «Согласно информации комиссии по номинации, на профили трех должностей членов совета airBaltic заявки подали 68 претендентов, которых оценивали по каждому профилю должности отдельно, и поэтому количество баллов по каждому профилю нельзя сравнивать. Состав членов совета airBaltic комиссия по номинации предложила, оценив как количество набранных пунктов, так и имеющуюся и потенциальную нагрузку кандидата, доступность времени для выполнения должностных обязанностей члена совета airBaltic, а также оценку углубленных компетенций, проведенную компанией по отбору персонала. В совет airBaltic были избраны наиболее подходящие для должности претенденты. В одном профиле был выбран кандидат, оценка которого в пунктах отличается от оценки претендента, набравшего больше всего баллов по конкретному профилю, менее чем на один пункт. Но, как уже говорилось выше, оценивались и другие аспекты, а не только количество баллов, набранное претендентом».

Мы связались с Нормундсом Станевичсом. Он выразил искреннее удивление информацией, которая в связи с ним появилась в СМИ. «Я не знал, что получил самое большое количество баллов в конкурсе», — сказал Нормундс Станевичс. Он с весны является председателем правления Рижской Восточной клинической университетской больницы (RAKUS). Ранее он возглавлял Food Union в Европе. Станевичс был признан лучшим в конкурсе на должность руководителя RAKUS, в этом конкурсе участвовали 23 претендента.

Нормундс Станевичс не дал более подробных комментариев, лишь сказал, что «дела выглядят странно». «Именно потому, что в Латвии нередко происходят странные вещи, я взял на себя должность руководителя RAKUS», — сказал Нормундс Станевичс. На собрании акционеров Air Baltic Corporation (airBaltic) членами совета предприятия были избраны Андрис Лиепиньш, Клавс Васкс и Каспарс Озолиньш. Срок полномочий новых членов совета airBaltic составляет три года.

Нужны свои

В процессе избрания членов совета airBaltic найден способ назначать своих людей на нужные должности, не возлагая на себя никакой ответственности за результаты их работы. Это конкурс. За деньги (и не маленькие деньги) предприятия был разыгран цирк, который назывался «Выбор лучших кандидатов», с заранее известным и гарантированным заказчиками результатом, так в своем аккаунте Facebook и в разговоре с Neatkarīgā ситуацию с избранием членов совета airBaltic характеризует эксперт в сфере сообщения, бывший вице-президент Latvijas Dzelzceļš Айварс Стракшас.

«Если на более мелких предприятиях так, возможно, и могло бы быть, то на крупных и «дорогих» для государства (если «мерить» деньгами из бюджета) предприятиях в советы и правления выбирают людей, за работу которых никто не несет никакой ответственности. Если что-то случится, виноват конкурс. В компанию airBaltic государство вложило полмиллиарда евро и, возможно, деньги понадобятся еще. Гораздо целесообразнее было бы, если бы членов совета и правления на таком предприятии утверждал Кабинет министров. Тогда ответственный министр выдвигал бы, а правительство утверждало бы членов совета, взяв на себя по крайней мере политическую ответственность за результат этого выбора. При этом и общество успело бы сказать какое-то слово. Сейчас же приумножается безответственность, а народ, как ребенок, удивляется последствиям. Нет сомнений в том, что совет airBaltic надо было менять, так как он не справлялся со своими обязанностями. Но остается тяжелый вопрос — пойдет ли министр сообщения Янис Витенбергс еще дальше? Исполнительного директора и председателя правления airBaltic Мартина Гаусса надо сменить! Это давно надо было сделать, но лучше позже, чем никогда», — считает Айварс Стракшас.

Возможность почистить перышки

По мнению эксперта, замена Мартина Гаусса была бы выгодна и для министра, поскольку это сильно повысило бы и его популярность, и популярность его партии. «Для того чтобы начать торговлю акциями на бирже, нужны аргументы, почему Гаусс, потерявший около полумиллиарда евро, вдруг начнет руководить предприятием успешно и airBaltic начнет зарабатывать. Значит, это было бы выгодно и предприятию. И период до объявления финансовых результатов за третий квартал очень подходит для этого. Первый квартал был с убытками, Гаусс — плохой, поэтому мы его выгнали, а третий квартал у airBaltic обычно с прибылью. Так, скорее всего, будет и в этом году. И можно будет рассказывать — новый руководитель совершает рывок, и решение выгнать Гаусса было правильным», — сказал Айварс Стракшас в беседе с Neatkarīgā.

Говоря о новом составе совета airBaltic, Айварс Стракшас обращает внимание на то, что группировка, получившая существенное влияние в министерстве сообщения во времена Талиса Линкайтса («Консервативные) и поставившая Андриса Лиепиньша (также с помощью конкурса) на предприятие Latvijas Dzelzceļš, сохранила и даже увеличила свое влияние в министерстве и в то время, когда им руководит Национальное объединение.

«Что им нужно от airBaltic? Участвовать в решениях о закупке еще 20 самолетов, о которой говорит Гаусс?» — спрашивает Айварс Стракшас. Эксперт предполагает, что, возможно, таким образом Гаусс может попытаться откупиться. «Как иначе понять желание Гаусса дополнительно приобрести еще 20 самолетов, если даже у имеющихся в распоряжении airBaltic самолетов нет работы и их приходится сдавать в аренду другим авиакомпаниям? 20 самолетов — это около 2 миллиардов евро», — подсчитал Айварс Стракшас.