Вторник, 26 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Отставка Стакиса может быть и обманным маневром

© F64

«Со времени внеочередных выборов в 2020 году я работал над тем, чтобы произвести в латвийской столице современные, долгосрочные перемены, ввести лучшие практики управления. Одним из главных принципов для меня было честное управление, которое проявляется в открытых конкурсах, профессионалах в руководстве обществ капитала, нулевой толерантности к разбазариванию средств, коррупции или политическим ставленникам.. Мои бывшие коллеги выбрали предательство — не против меня, а против принципов, которые у нас когда-то были общими», — пишет в длинном веб-письме теперь вроде бы уже бывший мэр Риги, беспартийный Мартиньш Стакис.

«Вроде бы бывший», потому что отставка в письменном виде еще не оформлена, и Мартиньш Стакис под «массовым давлением трудящихся» может сказать: все-таки остаюсь на своем месте, ведь народ так хочет! Но сейчас он утверждает, что свои политические принципы он соблюдал, «передав для оценки информацию о растрате денег в департаменте сообщения Рижской думы, а также вовремя проинформировав об этом ответственных за сферу сообщения должностных лиц Рижской думы».

Заместитель председателя Рижской думы Эдвардс Ратниекс (Национальное объединение) считает, что Стакис упрекает других в том, что делал сам, и прежде всего — в неколлегиальности. «Он и его единомышленники были неколлегиальными по отношению к другим, к тому же он никогда не хотел делиться властью», — говорит Ратниекс. «Если бы в распоряжении Стакиса был голос 31 депутата, это была бы другая история, но у него было 14 голосов. В связи с этим у него не было большинства в думе. Стакис&Co пришел, как принято говорить, к накрытому столу и надеялся, что мы ничего не будем говорить и в молчании принимать все решения».

Многие политические наблюдатели считают, что Стакис уходит с поста председателя думы не потому, что, по его мнению, часть думцев хотела «замести под ковер» возможные финансовые нарушения в департаменте сообщения, а чтобы избежать ответственности за командировки, в том числе за «командировку» в Тампере. «Это была вседозволенность, ему казалось, что он может вести себя так, как ему хочется, он все решал единолично», — прокомментировал Эдвардс Ратниекс. Вспомним хотя бы поднятие флага прайда на здании Ратуши, рядом с флагами Латвии, Евросоюза и Украины, эту акцию Стакис придумал единолично и отказался снимать флаг, когда коллеги-депутаты попросили его сделать это.

На протяжении неполных трех лет главным в списке обязанностей мэра Мартиньша Стакиса было демонстрирование рабочего процесса, интенсивное его рекламирование. О том, что рижане и гости могли бы оценить как «современные, долгосрочные изменения», нельзя ничего сказать, потому что их просто не видно. Хотя нет, есть кое-что. На улицах местами установлены бессмысленные столбики; на одной из центральных улиц Риги размещены горшки с быстро увядающими деревьями. К «фундаментальным работам» можно отнести и назначение своих кадров в муниципальное предприятие Rīgas meži, вымирание центра города, резкое повышение собственной зарплаты, открытие прайдов и танцы на стойке гей-бара. И не будем забывать о «выдающемся» состоянии улиц Риги, где автомобили не ломаются только по счастливой случайности…

Некоторые напоминали, что Стакис сделал и что-то хорошее, например, привел в порядок Агенскалнский рынок. Надо сказать, неудачный пример. Ведь ни у Рижской думы, ни у Стакиса нет никаких заслуг в восстановлении рынка. В 2018 году — то есть во время полномочий предыдущей думы — право 30-летней аренды Агенскалнского рынка и прилегающей к нему территории получило ООО Kalnciema iela. Это принадлежащее Карлису Дамбергсу предприятие было единственным, принявшим участие в конкурсе на аренду рынка.

И вот в мае 2022 года после многомиллионных вложений и основательного ремонта для посетителей открылся обновленный Агенскалнский рынок. Здание Агенскалнского рынка, построенное в 1893 году архитектором Рейнхолдсом Шмелинсом, является памятником культуры государственного значения и уникальным образцом рационального югендстиля начала 20 века.

Один предприниматель, пожелавший остаться неизвестным, анализируя развитие Риги, сказал, что Стакис не способен видеть дальше собственного носа, то есть у него нет никакого стратегического взгляда на развитие Риги. На одной улице он устанавливает ящики с цветами и думает, что все будут в восторге. Но гораздо сложнее, а для Стакиса, оказывается, и невозможно — увидеть долгосрочную перспективу развития всей Риги. К тому же, по мнению предпринимателя, Стакис не видел и нечто другое, более важное — роль Риги в международном масштабе. У Риги, как у большого города стран Балтии, много обязанностей, она входит в различные объединения, такие как Ганзейский союз, Совет стран Балтийского моря и другие. Этот аспект как-то ускользнул от мэра Риги.

Мы можем ожидать еще самых разных удивительных событий —- серой запущенной столицей может продолжить руководить все тот же Мартиньш Стакис («избиратели и коллеги просили!»), или состоятся новые выборы в думу. Но, скорее всего, желая сохранить имеющиеся источники денег, то есть общую кормушку, все любезно договорятся о дальнейшей совместной работе «на благо города и государства», тихо скрипя зубами и сжимая кулаки за спиной.