От имени жителей Латвии отвергнуто сжигание мусора, а ведь это самый простой способ сокращения того объема мусора, который сгружается в Гетлини. Так что теперь придется очень постараться, чтобы освоить, ввести и оплатить неосвоенные до сих пор способы сортировки, переработки и — главное — несоздавания отходов.
«Существуют многоразовые подгузники, которые дешевле в долгосрочной перспективе (и в краткосрочной перспективе, если покупать не новые, а уже использовавшиеся подгузники, как это делала я), а также уменьшают влияние на окружающую среду, даже с учетом стирки», — уверила Neatkarīgā депутат Рижской думы Майрита Лусе («За!/Прогрессивные»). Как руководитель рабочей группы Рижской думы по сокращению и обхозяйствованию отходов она взяла на себя основную заботу о том, чтобы гора мусора в Гетлини не рухнула.
Иными словами, чтобы Риге хотя бы в обозримом будущем не пришлось искать место для следующей горы мусора, а это становится практически невыполнимой задачей из-за протестов людей, живущих где-нибудь в окрестностях Риги или в другом месте Латвии.
Дареному коню в зубы не смотрят
Только на первый взгляд кажется, что жители Латвии выбрали самое эффективное решение проблем, создаваемых нынешними одноразовыми подгузниками, которые с большим трудом перерабатываются, в том числе и сжигаются. И поэтому ради сохранения окружающей среды жители Латвии отказываются от рождения детей такими темпами, которые (если исходить из чисто арифметических расчетов) могут довести рождаемость до нуля за несколько лет. Но в Латвии на подгузники спрос все равно будет сохраняться в течение многих лет — старение населения делает этот предмет ухода необходимым для многих людей.
Любой вид многоразовых подгузников в Латвии пока является экзотикой. Так, сеть магазинов Maxima отметила, что сейчас в Maxima доступно около 20 различных видов подгузников — от разных производителей, разных размеров, в том числе с эко-маркировкой, но многоразовых подгузников нет. Есть только готовность торговать и ими, «следуя за привычками и спросом». Этот спрос Майрита Лусе надеется создать путем дарения многоразовых подгузников родителям, а также используя такие подгузники в муниципальных детских садах.
Сказали «Фуй!» сжиганию мусора
Скорее всего, сжигание мусора в окрестностях Риги реанимировано не будет. Было выбрано место для сжигания — в Ропажском крае, самоуправление которого первоначально поддержало проект. Однако 17 мая Ропажская дума единогласно приняла решение «прекратить разработку локальной планировки в Dārzi Mežrozīte и Mežinieki». В переводе с бюрократического на понятный всем язык это означает запрет на мусоросжигание в Дрейлини. Депутаты краевой думы соревновались друг с другом, подтверждая, что они должны учитывать мнение жителей. Мнение жителей было изложено в более чем в 1000 адресованных думе заявлений с требованием не допустить строительства когенерационного завода по переработке мусора, а также в 11 тысячах подписей на портале Mana balss.
Борьбу с мусоросжиганием менеджерили ранее замеченные в различных протестных проектах люди. Трудно сказать, состоял ли их интерес в повышении собственной узнаваемости, чтобы быть избранными, попасть на щедро оплачиваемые государством должности, или все-таки у кампании против мусоросжигания были заказчики. В рамках второй версии подозрения падают на производителей тепла. Предлагаемые ими мощности уже сегодня больше, чем потребность Риги в тепле, а Rīgas siltums сейчас начал осваивать следующие несколько десятков миллионов евро на строительстве очередной котельной на щепе.
Майрита Лусе положительно оценивает отказ от мусоросжигания. Она подчеркнула, что регенерация отходов, если этим занимается частный сектор, должна производиться только в минимально необходимом объеме, чтобы на регенерацию не попадали материалы, которые могут быть переработаны. Опыт других стран показывает, что создание слишком больших мощностей снижает желание направлять материалы на переработку и вводить мероприятия по предотвращению образования отходов, а также стимулирует вывоз отходов на сжигание.
В таком случае следует задать два вопроса. Первый: каким является «минимальный объем» сжигаемых отходов для какой-либо территории — только из Риги с окрестностями, со всей территории, которую можно назвать центральной частью Латвии, или со всей Латвии? Второй вопрос: насколько далеко Рига и Латвия в целом продвинулись в переработке тех отходов, которые могли бы быть переработаны, если бы был ум (у нас уже освоены технологии, приобретена техника), если бы была воля, если бы были деньги?
Повышение тарифов дает эффект
Деньги на переработку мусора не считаются проблемой, ведь их можно взять у мусорщиков. Совсем недавно, 9 декабря 2021 года, Комиссия по регулированию общественных услуг утвердила тариф на услугу по захоронению бытовых отходов SIA Getliņi EKO, с 10 января 2022 года увеличив тариф на хранение несортированных отходов на 87% и предусмотрев следующее увеличение с 1 января 2023 года. В рост тарифов включены как дополнительные доходы SIA Getliņi EKO, так и рост ставки налога на природные ресурсы. Это все оправдывается не стремлением получать деньги, а необходимостью сортировки мусора, которая требуется для переработки отходов.
Getliņi EKO отчитывается, что переработка отходов растет и количество отходов на горе Гетлини уменьшается. Самые актуальные данные — снижение с 268 тысяч тонн в 2021 году до 255 тысяч тонн в 2022 году. Это сокращение идет уже с 2018 года, когда на горе Гетлини было насыпано 294 тысячи тонн мусора. Это сокращение можно связать с COVID-19 — экономика затормозилась, а с ней и производство отходов. Но возможен и противоположный взгляд — COVID-19 как раз увеличил количество отходов за счет использованных масок, упаковки, доставки еды в одноразовой посуде и так далее. Председатель правления Getliņi EKO Имантс Стиранс отмечает «медленное, но позитивное движение к достижению целей по утилизации отходов», но в то же время признает, что «наполнение мусорного полигона Getliņi является и будет актуальной проблемой в ближайшем будущем». Вот такой уклончивый ответ на главный вопрос — о том моменте, когда гора в Гетлини будет насыпана на максимальную высоту.
У Риги будет свой план
Рижская дума согласна, что время, к которому гора в Гетлини будет насыпана максимально, равно как и другие параметры мусорного хозяйства, следует рассчитать своевременно. «Сейчас происходит создание регионального плана по утилизации отходов, в котором оцениваются сценарии будущего. Город планирует провести свое исследование потоков отходов, доступных и необходимых мощностей для регенерации (проект Рижского фонда охраны окружающей среды). Мы хотим принимать решения, основанные на конкретных данных, чтобы способствовать предотвращению образования и переработке отходов», — пояснила Майрита Лусе.
Выделены деньги на анализ потоков отходов и разработку экономического плана оборота отходов в Риге. В программе развития Риги на 2022-2027 годы значатся следующие направления деятельности по предотвращению образования отходов:
— замена одноразовой посуды,
— содействие замене одноразовых подгузников,
— повторное использование крупногабаритных отходов,
— предотвращение образования пищевых отходов.
Календарь успокаивает: до окончания времени реализации программы в 2027 году остается еще много времени. Но если работы по этим направлениям будут продолжать идти так же медленно, как и до сих пор, то и к 2027 году будет сделано мало.