Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +5°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Андрис Бите: рабочей силы в Латвии не хватает во всех сферах и на всех уровнях

© F64

Предприниматель, совладелец пищевого предприятия Karavela, президент Латвийской конфедерации работодателей (LDDK) Андрис Бите в беседе с Neatkarīgā подчеркнул, что работников не хватает для выполнения как простой, так и интеллектуальной работы. Ситуация драматическая.

По примеру Польши

Министр экономики Илзе Индриксоне (Национальное объединение) недавно подчеркнула, что 27% трудоспособного населения Латвии не является экономически активным. Цифра кажется слишком большой, и Андрис Бите с этим не согласен, хоть и сам знает семьи, которые достаточно хорошо обходятся за счет различных пособий. «Наша позиция такова: этих людей нужно заставить включиться в рынок труда. Государство не обязано обеспечивать им комфортную жизнь только потому, что они не хотят работать», — считает Андрис Бите.

Но, по его мнению, это не главный источник рабочей силы. «Мы призываем разрешить контролируемый ограниченный въезд в Латвию рабочей силы из третьих стран, чтобы они работали на конкретных предприятиях. Но не так: захотел, приехал, живу здесь, а потом, может быть, буду искать работу. Мы, предприниматели, несли бы ответственность за этих людей, чтобы они после установленного срока — через шесть или девять месяцев — возвращались обратно, к себе домой. Через три месяца они снова могли бы приехать, чтобы работать здесь. Они бы платили здесь налоги, но не использовали бы нашу социальную систему», — говорит Андрис Бите.

Сомнения вызывает негативный опыт других стран: приезжают якобы желающие работать, но работу они найти не пытаются, поскольку намного легче жить на пособия. Так, например, Швеция и Германия переполнены такими «работниками», поскольку эти страны позволяют въезжать к себе и ничего не делать. Но Андрис Бите знает, как этот вопрос решается в Польше: «В Польшу приезжают работники, быстро оформляют документы, работают, через девять месяцев уезжают обратно в свою страну. Это решение, которое могли бы ввести и мы — чтобы, не уходя в крайний общественный либерализм, развивать экономику».

С вопросом о рабочей силе нельзя долго тянуть

Андрис Бите напоминает, что в мире нет дешевой рабочей силы. «Это заблуждение, что любой вьетнамец или украинец готов ехать сюда, если он будет получать заработную плату выше средней. Причем, в отличие от некоторых местных, готовых жить только за счет социальных пособий, эти приезжие хотят заработать деньги», — говорит он. Андрис Бите отмечает, что существуют и другие традиционные заблуждения: «Часто путают понятия — иммиграция и ввоз рабочей силы. Иммиграция есть, например, в Швеции, куда разрешают приезжать всем, пожалуйста, живите. Ввоз рабочей силы происходит в Польше: девять месяцев отработали, потом поезжайте домой. Мы — национально мыслящие люди, и мы понимаем, что нельзя открывать ворота для иммиграции. Мы за контролируемую, гибкую политику ввоза рабочей силы».

Но вопрос в том, откуда будут приезжать эти хорошие работники? Андрис Бите считает, что африканские страны не могут похвастаться высокой культурой труда. «Хорошие работники приезжают из Украины, количественно их больше всего. Работников из Узбекистана, Армении и Азербайджана немного. Сейчас формируется интересное направление — приезжают вьетнамцы. Конечно, существует языковой барьер, но они очень хорошо работают. И есть еще один позитивный фактор, который я вижу, — в Вецмилгрависе, где находится Karavela и где национальный состав сами знаете какой, наши гастарбайтеры через пару месяцев уже могут сказать по-латышски три предложения, в то время как тетушки из соседних домов не могут ничего сказать по-латышски даже после 30 лет жизни здесь».

Андрис Бите добавляет: «Чем дольше мы будем тянуть с вопросом о рабочей силе, тем более далекими будут регионы, из которых нам эту рабочую силу придется приглашать. Да, часто говорят об автоматизации и роботизации труда — и все это когда-нибудь будет, а может, и не будет. Но нам рабочая сила нужна сейчас. Кто-то должен мыть унитазы, кто-то должен разделывать рыбу». Но очевидно и то, что рабочая сила необходима не только для выполнения черной работы. «Нужно работать и головой, и руками. По правде говоря, уже не осталось ни одного рабочего места, где можно было бы работать только руками. И на нашем предприятии Karavelа тоже не хватает сотрудников, поэтому мы и ввозим их из нескольких стран, в том числе из Вьетнама. Мы строим дома, покупаем квартиры, там работники и живут. Учитываем и то, что есть нации, у которых развита культура труда, и есть нации, у которых такой культуры нет. У одного соседнего народа, например, получаются только "жигули" и ничего больше…»

Похоже, что неудачное высказывание министра благосостояния Эвики Силини («Новое Единство») по вопросу о миграции и демографии заставило предпринимателей усиленно заняться этими проблемами. Недавно Эвика Силиня заявила: «Рабочей силе из третьих стран надо дать возможность получить разрешение на работу во всей Латвии, а не только у конкретного работодателя. Это мы можем исправить, чтобы люди вообще хотели приезжать в Латвию. Нам нужны люди, которые формируют рынок труда и улучшают демографию».

Если согласиться с Силиней, то это будет путь в никуда. Надо, чтобы разрешение на работу можно было получить только у одного конкретного работодателя, на такое решение надеется и Андрис Бите. А если уж есть такое большое желание улучшить демографию, то, может быть, самому желающему отправиться прямиком в какую-нибудь африканскую страну?