Понедельник, 25 ноября
Рига +6°
Таллинн +5°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Политики наконец-то начали думать о том, как помочь людям, взявшим кредиты

© Depostiphotos.com

Политики правящей коалиции близки к принятию концептуального решения — о применении дополнительного налога для коммерческих банков. Министерство финансов предлагает два возможных варианта: временное введение чрезвычайного «налога солидарности», как в Литве, или же применение повышенной ставки подоходного налога с предприятий банковского сектора.

Если будет выбран первый вариант — «налог солидарности» на какое-то определенное время, то политики смогут решить, как использовать эти поступления в госбюджет: просто бросить их в «общий котел» или же направить, например, на поддержку заемщиков, которые в настоящее время реально оплачивают сверхприбыль банков. Именно к такому варианту склоняется комиссия Сейма по бюджету и финансам, которая обратилась к министерству финансов и Банку Латвии с просьбой разработать конкретные решения по этому вопросу.

Чаша терпения переполнена

Вопрос о том, следует ли заставить коммерческие банки поделиться своей огромной прибылью (которую они уже год получают опосредованно, благодаря политике повышения базовых процентных ставок Европейского центрального банка), для наших правящих политиков долгое время был как горячая картофелина. Похоже, что решающим толчком для решения этого вопроса стали опубликованные Банком Латвии показатели деятельности коммерческих банков за первое полугодие этого года.

По данным Банка Латвии, латвийские монетарные финансовые учреждения — в абсолютном большинстве это банки — за первые шесть месяцев этого года получили прибыль 335,9 миллиона евро, что в 2,6 раза больше, чем за тот же период 2022 года, и даже больше, чем за весь прошлый год.

На фоне огромной прибыли рост «нормального» бизнеса банков в первом полугодии этого года оказался весьма незначительным. В конце июня этого года остаток кредитов, выданных резидентам латвийских монетарных финансовых учреждений, составлял 13,38 миллиарда евро, что на 4,6% больше, чем годом ранее. Остаток привлеченных от резидентов вкладов на конец июня составил 17,73 миллиарда евро, что также на 4,6% больше, чем годом ранее. Следует подчеркнуть, что этот прирост в 4,6% как по выданным кредитам, так и по привлеченным вкладам намного ниже показателя годовой инфляции, которая в июне этого года по сравнению с июнем 2022 года увеличилась почти на 8%. Это означает, что объем кредитов и вкладов фактически сократился. За первые шесть месяцев 2022 года монетарные финансовые учреждения получили прибыль в размере 127,5 миллиона евро, а в прошлом году прибыль финансовых учреждений в целом составила 326,3 миллиона евро, что на 26,5% больше, чем в 2021 году, свидетельствуют данные Банка Латвии.

Важно и то, что свою лепту в критику деятельности банков внес и новый президент Латвии Эдгарс Ринкевичс. На состоявшейся на прошлой неделе встрече с министром финансов Арвилсом Ашераденсом президент подчеркнул, что он ожидает «от министерства финансов и Банка Латвии конкретных предложений и действий в связи с условиями кредитования латвийских коммерческих банков». Эти предложения должны относиться и к частным лицам, взявшим кредиты в банке, и к предприятиям, которые имеют кредитные обязательства перед банком, и к будущим клиентам. Эдгарс Ринкевичс отметил, что организации предпринимателей, а также предприниматели Краславского и Кулдигского краев, с которыми он встречался во время недавних рабочих визитов, высказывали свое недоумение по поводу политики кредитования латвийских коммерческих банков в регионах. В реальности кредитование предпринимательства в регионах Латвии является слабым или практически отсутствует.

Комиссия Сейма настроена воинственно

Вопрос о чрезмерной прибыли банковского сектора вчера предполагалось рассмотреть на заседании рабочей группы по координации совершенствования налоговой политики. В состав этой рабочей группы (которую возглавляет министерство финансов) входят представители правительственных партий, чиновники и социальные партнеры правительства. На заседаниях обсуждается налоговая политика на ближайшие четыре года.

Как сообщила Neatkarīgā советник министра финансов Арвилса Ашераденса по стратегическим коммуникациям Кристине Менника, министерство финансов рассмотрело несколько сценариев того, как предотвратить чрезмерную прибыль банковского сектора, которую банки получают без принятия на себя дополнительного риска, а также как в долгосрочной перспективе способствовать более активному участию банков в развитии экономики. По словам Кристине Менники, на вчерашнем заседании рабочей группы планировалось обсудить два возможных «элемента налоговой нагрузки на банковский сектор — краткосрочный и долгосрочный» (то есть внеочередной налог, или «налог солидарности» на время, или повышение ставки подоходного налога с предприятий).

Правда, принять какие-либо конкретные решения вчера не удалось. Как рассказал Neatkarīgā один из участников заседания (как это ни странно, но то, что обсуждается на заседаниях рабочей группы по совершенствованию налогов, от общества скрывается), министерство финансов представило сценарии потенциальной налоговой реформы в целом. После чего в ход заседания в привычном для него стиле вмешался идеологический лидер «Объединенного списка» Улдис Пиленс и начал задавать абстрактно-философские вопросы о целях, которые планируется достичь в результате этой налоговой реформы, о том, как это поможет развитию Латвии и так далее. Возникла дискуссия о целях изменений в налоговой системе, эти цели планируется сформулировать на следующем заседании рабочей группы.

По предложению депутата от Союза зеленых и крестьян Викторса Валайниса вчера вопрос о том, как справиться с последствиями резкого роста процентов по банковским кредитам, обсуждала и комиссия Сейма по бюджету и финансам. Как пояснил Neatkarīgā председатель комиссии и бывший министр финансов Янис Рейрс («Новое Единство»), фокус обсуждения этой проблемы изменился: раньше на первом плане был вопрос о том, каким образом собрать налог с банков, а сейчас — как помочь заемщикам.

По мнению Валайниса, банки необоснованно применяют к ипотечным кредитам процентную ставку EURIBOR, получая таким образом за счет заемщиков огромную прибыль. Сейчас у банков достаточно своих средств, и им не нужно платить ставку EURIBOR за кредиты в Европейском Центральном банке. Но банки продолжают применять эту ставку к выданным кредитам, получая выгоду, но не задумываясь о тех последствиях, которые возникнут, если из-за неподъемных кредитов из Латвии уедут десятки тысяч трудоспособных жителей, как это уже случилось в 2010 и 2011 годах. «Я удивляюсь, как банки сами этого не понимают», — сказал Янис Рейрс.

Комиссия Сейма по бюджету и финансам решила обратиться к министерству финансов и Банку Латвии с призывом максимально быстро представить решения вопроса о том, каким образом огромную сверхприбыль банков можно было бы направить на меры по поддержке заемщиков. «Комиссия готовит соответствующее письмо, и мы договорились, что если правительство (министерство финансов) быстро не предложит нам решения, комиссия направит на рассмотрение Сейма свои предложения», — сказал Виктор Валайнис. На вопрос, считает ли большинство комиссии самым правильным такой механизм — ввести внеочередной налог для банков и направить доходы от этого налога на поддержку всех заемщиков (до определенной суммы), как это было с пособиями на отопление, Валайнис ответил, что обсуждая конкретные механизмы, депутаты комиссии «быстро поссорились», поэтому сначала они хотят выслушать мнение министерства финансов.