«Пока горло не перерезали, можем терпеть», — горько иронизирует один из комментаторов по поводу только что полученных счетов за электричество, которые шокировали значительную часть жителей. Но теперь уже есть ощущение, что нам режут горло — причем с таким выражением лица, что, мол, все правильно, это «новая нормальность», как выразилась Комиссия по регулированию общественных услуг.
Обстоятельства, если я правильно помню, были такими: этой весной оператор системы распределения электроэнергии АО Sadales tīkls сообщил, что с 1 июля этого года тариф может увеличиться в среднем на 32%, в свою очередь тариф оператора системы передачи электроэнергии АО Augstsprieguma tīkls увеличится на 36%.
На самом деле сумма в счетах для каждого потребителя выросла в два и более раза. Мой счет: электричество — 26,47 евро, доставка — 7,20 евро, мощность — 29,44 евро, НДС — 13,43 евро. Это в два раза больше, чем я плачу ежемесячно. Что еще можно добавить к счету? Выдохните CO2, отдаляющий нас от климатической нейтральности, о которой так переживают те же Sadales tīkls и Augstsprieguma tīkls! Может, стоит прибавить к счету год и дату? В них много цифр, и результат будет эффектным.
Слова домохозяйки: «Несмотря на то, что еще могу заплатить по счету, меня сегодня реально тошнило. В нашем доме электричество подорожало на 150%, в хлеву — на 637%, в соседнем доме, который мы сейчас медленно восстанавливаем, — на 449%. Всюду одна фаза: 20 А. Кретины в правительстве и Sadales tīkls, чтоб вы воду просили, когда будете тонуть!»
И таких примеров тысячи. Десятки тысяч. А Комиссия по регулированию общественных услуг равнодушно комментирует, что «это новая нормальность», поскольку, как сказал коллега Бенс Латковскис, регулятор как механизм системы запрограммирован так, что он в первую очередь будет заботиться об интересах поставщиков услуг. В противном случае регулятор ждут судебные разбирательства.
Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить закон. Но станет ли законодатель это делать — другой вопрос. А что уж там рассуждать о том, чтобы вывести народное возмущение, которое концентрируется только в соцсетях, как говорится, на улицы. Аккумуляцию возмущения могла бы взять на себя какая-нибудь политическая партия. Какая? У нас вообще есть партии?
Наглость — второе счастье
Между тем, правление государственного акционерного общества Sadales tīkls устраивает оргии с зарплатами — за счет потребителей электроэнергии. Председатель правления Сандис Янсонс в 2022 году получил 154 934,97 евро, член правления Раймондс Скребс — 139 152,28 евро, член правления Кристине Саркане — 137 666,28 евро. И так далее.
Особенно забавным было объяснение Саркане (мы слышали его в передаче Латвийского телевидения) о шокирующем росте тарифов: «Призываю смотреть на абсолютную стоимость, поскольку проценты выглядят очень угрожающе, но тем не менее мы говорим о росте на несколько евро. Нас тоже коснулась общая инфляция». Наглость — второе счастье, так рассказывать небылицы надо уметь. «Рост на несколько евро» — это действительно ничто, если зарплата составляет почти 11 500 евро в месяц — как, например, у госпожи Саркане.
И об инфляции все так. Инфляция подбросила цены не только на сливочное масло, топливо и чулки, но и на электричество. Но неясным остается один вопрос: каким образом цены на электричество на бирже влияют на тарифы на передачу электроэнергии? Если электричество становится дороже, провода растягиваются? Или, может быть, они начинают тлеть от этой дороговизны? И поэтому их нужно чаще менять? Когда смотришь на тарифы, следует понимать, что провода в дальнейшем будут менять раз в месяц?
Конечно, говоря о достижениях правления Sadales tīkls, нельзя забывать и о совете Sadales tīkls, который, собственно, и устанавливает щедрое вознаграждение для членов правления. При этом члены советов компаний, как правило, связаны с какой-то из политических партий. И почему бы этим членам не пожертвовать какую-то копейку «своим» партиям — так сказать, в благодарность за то, что попали на такое денежное место?..
Именно поэтому ничего не изменится, потому что, как точно выразился представитель Комиссии по регулированию общественных услуг, это «новая нормальность». Нам остается только поблагодарить бога за то, что предприятие Latvenergo в свое время не было разделено на двадцать государственных акционерных обществ, так как в этом случае нам пришлось бы платить каждому из этих акционерных обществ все большие и большие суммы денег. А ведь какими горячими и многообещающими были разговоры о том, что при отделении Sadales tīkls и Augstsprieguma tīkls от предприятия Latvenergo увеличится конкуренция и мы сможем избежать монопольной ситуации, а значит, снизятся цены на электроэнергию и укрепится энергетическая безопасность. Все произошло с точностью до наоборот.
Как обмануть народ?
Похоже, что правительство и Сейм взялись за руки, чтобы как можно эффективнее уничтожить еще оставшихся в Латвии жителей. Ни одному из наших правителей нечего публично сказать ни о жадности монополистов электроэнергии, ни о резком росте цен на продукты, ни о чем-либо другом, затрагивающем интересы населения. Конечно, правительству сейчас важнее всего ратифицировать какую-то иллюзорную Стамбульскую конвенцию и «расширить коалицию».
Даже после разрушительной бури министра климата и энергетики Раймондса Чударса черт дернул за язык сказать, что «всем нельзя будет помочь». Одним словом, сами виноваты, что не застраховали свое имущество. Вряд ли министру могло прийти в голову, что далеко не все люди способны откладывать деньги на страховку. Теперь будет еще хуже: придется откладывать деньги на оплату счетов за электричество. И найдутся умники, которые скажут: не будьте дураками, изучите, какие фазы, амперы, вольты, паскали, джоули, ньютон-метры, ватт-секунды вам нужны, чтобы была возможность платить на пару евро меньше.
Хотелось бы видеть, как эти фазы и ньютон-метры «освоят» одинокие пенсионеры, считающие копейки, чтобы оплатить ежемесячные счета. А министры нашего правительства тем временем будут думать, как бы еще эффективнее обмануть народ. И придумают, не сомневайтесь. Ведь самое главное — это повышать зарплаты министрам, депутатам, членам правлений и советов государственных акционерных обществ. И пусть повышают, мы же не завистливые, не правда ли?