Воскресенье, 24 ноября
Рига +1°
Таллинн +1°
Вильнюс +1°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Александр Эткинд: «Дело не обойдется без распада Российской Федерации, которого не надо так уж сильно бояться»

Александр ЭТКИНД © Павел Лещинский

В Риге состоялась встреча с профессором русской литературы и истории культуры Европейского университетского Института во Флоренции Александром Эткиндом. В рамках серии дискуссий Renew Europe он представил новую книгу «Россия против современности» и пообщался с латвийской аудиторией на английском языке.

Вызовы человечеству: климат, пандемия, неравенство

Книга была написана спустя месяц после начала российской агрессии против Украины. Некоторые ее прогнозы не сбылись, но в главном Александр Эткинд оказался прав: это война не против Украины, а против современности. XXI век поставил перед человечеством новые вызовы, которые только обострились перед угрозой глобального потепления и после пандемии, которая обратила внимание на проблему удаленного труда. Сама природа поставила перед человечеством выбор, который ему следует сделать.

В одном из интервью профессор Эткинд подчеркнул: «Почему Россия противостоит современности? Потому что она полностью зависит от экспорта своего углеводородного сырья. Любые программы энергетического перехода лишают Российскую Федерацию привычных источников дохода. Вот в этом суть этого противостояния, все остальное — его разнообразные следствия».

Два мира: прошлое и будущее человечества

Профессор Александр Эткинд придерживается концепции двух цивилизационных проектов: «Мир Левиафана» (мир так называемого «палеомодерна») и «Мир Геи» («гайямодерн»). Гипотеза Геи была выдвинута британским климатологом Джеймсом Лавлоком, который считал, что Земля — это своеобразный суперорганизм, «динамичная физиологическая система, которая включает в себя биосферу и поддерживает нашу планету более трех миллиардов лет в гармонии с жизнью». В окончательном виде она была сформулирована философом Бруно Латуром.

В современности «мира Левиафана» прогресс видится «в еще большем сжигании энергии, в еще большем использовании ископаемого сырья». А вот в мире Геи «все ровно наоборот: прогресс измеряется уменьшением энергетических затрат за счет использования возобновляемых источников, гармонирующих с естественной природой». Таким образом, гайямодерн — это процесс перехода к новым возобновляемым источникам энергии, новым межгосударственным отношениям, новым представлениям о социальных иерархиях, к уменьшению потребления материальных и энергоресурсов и большей гармонии с природой.

В распаде империи нет ничего страшного

Россия в книге Эткинда представлена классическим государством палеомодерна: она зависит от экспорта ископаемого топлива, и на этом основано ее лидерство в области социального неравенства. Большая часть прибыли доставалась элите, которая контролировала добычу и продажу нефти и газа. Любые программы энергетического перехода убийственны для ее системы. По логике книги «Россия против современности» война против Украины стала своего рода ударом элиты, желающей сохранить статус-кво против западного мира, к интеграции с которым двигалась Украина. «Война, или "специальная операция", ведется не только против Украины, украинского народа, культуры, но и против современного мира» — сказал профессор Эткинд во время встречи в Риге.

По мнению Александра Эткинда, желание Запада, чтобы Россия оставалась единой, является следствием инерции мышления политологов начала 90-х. Распад Советского Союза не был исследован должным образом. Но будущий распад Российской Федерации, или ее «дефедерализацию», следует начать обсуждать уже сейчас. Профессор считает, что распад империй вовсе не обязательно сопровождается войнами и катаклизмами. В качестве примера он приводит распад империи Габсбургов, на территории которой возникли ныне демократические государства Венгрия, Румыния, Австрия, Чехия и Словакия. Эткинд не уверен, что в Калининграде и Грозном будет одинаковая форма политического устройства, но это все равно лучше, чем московское доминирование.

Был ли у России шанс?

В беседе с Rus.nra.lv профессор Александр Эткинд высказал убежденность, что у России в начале 2000-х годов была развилка, когда она могла выбрать другой цивилизационный путь и идти по пути «мира Геи», вместо палеомодерна «мира Левиафана».

«Люди, близкие к правительству, и даже члены правительства предлагали модернизацию, диверсификацию и борьбу за устойчивую экономику, разного рода зеленые реформы. Например, у России есть сильное место — это территория, она могла торговать квотами на эмиссию углекислого газа. Были подобные проекты, но это не было сделано, а то, что было сделано, оказалось прямо противоположным», — сказал Эткинд.

При этом важно понимать, что две цивилизационные модели еще долго будут присутствовать одновременно на одном пространстве. Как, например, в странах Глобального Востока, где много внимания уделяется экологии, климату, устойчивому развитию и межрелигиозному диалогу, но при этом могут сохраняться нелиберальные политические модели и ограничиваться права женщин и меньшинств.

«Они обязательно будут сочетаться еще долго. Процесс сосуществования одного эколого-экономического порядка с другим — это все проекты на десятилетия вперед», — подчеркивает профессор, отвечая на вопрос Rus.nra.lv.

А вот пост-Россия, или «Прекрасная Россия будущего», вернувшаяся в современность, к сожалению, маловероятна. «Я думаю, что дело не обойдется без распада Российской Федерации, которого не надо так уж сильно бояться. Это будут вполне самодостаточные сильные страны, такие как Татарстан, Сибирь или Санкт-Петербург, мой родной город. Где-то начнутся экономические проблемы, могут случиться даже пограничные войны или проснутся нерешенные конфликты. Но ничего хуже, чем то, что происходит сейчас, уже не произойдет», — уверен профессор Александр Эткинд.