Вторник, 26 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Дети войны побывали в Латвии. «Непривычно от того, что можешь спокойно спать до утра»

«Здесь, в Латвии, очень здорово! В море купаемся даже если погода не очень хорошая. Мама меня, наверное, за это бы ругала» © Оксана Пугачева

В детский лагерь «Альбатрос» в Энгуре недавно приехали дети из Украины. Все они из города Изюм Харьковской области, который побывал в российской оккупации, но был освобожден в сентябре 2022 года. Вот что они рассказали Rus.nra.lv.

Тукумс город-побратим Изюма, местные власти взяли на себя расходы по организации лагеря. Дети с удовольствием купаются в море, танцуют на пенных вечеринках и с интересом знакомятся с Латвией, еле-еле успевая посещать множество разных экскурсий.

Дети из Украины с удовольствием знакомятся с Латвией / Оксана Пугачева

«Если выживем, то все будет хорошо»

В Украине дети растут под звуки сирен, взрывающихся снарядов и беспилотников. Их беззаботное детство было уничтожено первой российской ракетой ранним утром 24 февраля минувшего года. Тогда, в один момент, более семи миллионов маленьких украинцев невольно стали детьми войны.

Как они чувствуют себя? Как изменилась их жизнь и они сами после начала войны в родной Украине? А они изменились. И говорить стали словно взрослые.

«Здесь, в Латвии, очень здорово! Для нас постоянно готовят разные мероприятия: невозможно сидеть на месте! А в море купаемся даже если погода не очень хорошая. Мама меня, наверное, за это ругала бы», смеется четырнадцатилетняя Александра.

Во время пикника на природе / Оксана Пугачева

В стороне дети жарят на костре сосиски. Неожиданно Саша становится серьезной: «Знаете, а ночью здесь так тихо... Непривычно от того, что можешь спать спокойно до утра. У нас сирены гудят досих пор, хотя город давно освободили»...

Саша и ее родители первые несколько недель после захвата Изюма российскими войсками жили в оккупации. Когда на город летели ракеты и авиабомбы, говорит девушка, это было самое страшное время. Она хорошо запомнила одну ночь, когда они с подругой сидели в подвале во время авианалета.

«Знаете, мы просто держались с подружкой за руки и постоянно говорили друг с другом. Нам так было страшно, мы боялись умереть. Мы договорились что если выживем, то все будет хорошо. И еще мы не понимали, почему с нами так поступают эти люди из России. А утром узнали, что в эту ночь авиабомбой в подвале жилого дома в Изюме было убито много людей. Там погибла девочка трех с половиной лет и ее мама. Потом мы уехали из Изюма. Получается, что мы успели, потому что в этот же день взорвали последний мост, по которому выезжали люди. Подруга осталась в оккупации, позже я узнала, что она выжила».

«Для нас постоянно готовят разные мероприятия: невозможно сидеть на месте!» / Оксана Пугачева

«Перестала общаться с друзьями, которые поддерживают Россию»

Прошлой зимой Саша с родителями вернулась в родной город. Говорит, что запомнила его покрытым снегом, нарядным и мирным. А вернулась в разрушеный и полупустой, с постоянно работающими сиренами. Людей мало, хотя в город возвращается все больше и больше эвакуировавшихся ранее жителей.

«Гуляем, отдыхаем, собираемся компанией у кого-то дома. Все как и раньше. Но теперь мы, например, ходим по городу мало и осторожно. В городе до сих пор находят мины и постоянно кто-то подрывается. В Изюме много спасателей: они на улице останавливают людей, чтобы рассказать, как себя вести с минами. Саперы ищут мины, но их все равно много. Не понимаю, откуда они берутся. Думаю, их ветром сбрасывает с крыш домов или с деревьев. С друзьями говорим на разные темы, но и много о войне. Меня, например, стали мало интересовать одежда, украшения и разные новинки: телефоны например. Больше не слушаю русские песни. Вообще к России отношение очень поменялось. Перестала общаться с людьми, которые поддерживают Россию. Язык только украинский, и дома и с друзьями».

«Моя мечта стать военной»

Саша рассказывает что молодые люди сейчас много говорят о войне, ее причинах и возможных последствиях. В Интернете подростки читают о том, что такое минная опасность, и изучают тактическую медицину. Их семьи очень много помогают украинским военным, постоянно отправляя средства на нужды армии. В будущем Саша себя видит только в Украине:

«Моя мечта стать военной. Я думала об этом и поняла, что нужно защищать жизнь, родителей, друзей и Украину. Мы же не ждали войну, а она пришла. Просто в один момент. Поэтому это нужно беречь и обязательно защищать. Даже если я не стану военной, я хочу жить для своей страны, делать что-то полезное. Украина должна быть независимой, и свободной от опасного соседа».

К нашему разговору присоединяются ребята. Рослые и не погодам серьезные. / Оксана Пугачева

«Именем моего дяди назвали улицу»

Мировоззрение детей, растущих под звуки сирен и взрывающихся снарядов, действительно отличается от мировоззрения детей, проживающих беззаботное детство. За полтора года войны маленькие украинцы научились отличать «выход» «своего» и «чужого» снаряда, стали меньше бояться ранений, потому что научились их различать, а вместо нового телефона откладывают деньги на тепловизоры и беспилотники для ВСУ.

К нашему разговору присоединяются ребята. Рослые и не погодам серьезные. Слыша о планах Александры на будущее, все как один подхватывают мы тоже хотим быть военными!

«Мой дядя позвонил моим родителям утром 24 февраля и сказал, что российские войска уже в Украине. Он военный, служил в АТО. А когда началась война, опять ушел воевать. Дядя погиб при выполнении задания в Донецкой области. Теперь его именем назвали улицу в Изюме, рассказывает четырнадцатилетний Максим. Парень отводит глаза в сторону и молчит. Мы не уехали из Изюма сразу, хотя мама много плакала. Город очень сильно обстреливали. Выходить никуда нельзя было, родители не работали, и еда в доме пропала примерно на второй месяц войны. Мы уехали в село под Изюм к моим бабушке с дедушкой. Там был огород, поэтому была еда».

Оксана Пугачева

«Украина победит, нужно оставаться сильным»

На вопрос, говорят ли ребята о войне в Украине с латвийскими детьми, семнадцатилетний изюмчанин Степан отвечает вполне по-взрослому: «Мало говорим на эти темы. Войну сложно понять, если ты не пережил это. Понимаете, если мы будем много говорить на эти темы с местными детьми, мы можем их травмировать. А мы совсем этого не хотим. Мы не приехали кому-то делать больно».

Степан и его семья весь период оккупации пробыли в Изюме. Теперь жизнь потихоньку налаживается, родители парня опять вышли на работу. Степан вернулся к своим занятиям джиу-джитсу. А когда его пригласили в Латвию, с удовольствием согласился:

«Здесь очень интересно, и главное спокойно! Нужно было даже немного привыкнуть к отсутствию постоянных сигналов воздушной тревоги. Самое лучшее в этой поездке это море и люди. Культурные, сдержанные и очень интеллигентные, делится впечатлениями Степан и продолжает уже о пережитом в оккупации, мы ведь в Украине не были бедными, а с войной как-то обеднели сразу не было привычной мне вкусной пищи, одежда изнашивалось и быстро рвалась. Не было друзей, я даже не знал кто из них жив, а кто нет. Один мой приятель все-таки погиб от осколков танкового снаряда. О развлечениях не приходилось говорить вообще: никакого Интернета, игр и гаджетов. Было страшно всегда: сначала от постоянных обстрелов, потом от присутствия российских войск на улицах города. Это тяжело. Но мы верили, что в город придут украинские солдаты, и ждали их каждый день. Мы победим в этой войне, главное оставаться сильным и делать то, что ты можешь сделать для победы».