Установленные государством тарифы на медицинские услуги не соответствуют реальным затратам, и это создает убытки для учреждений здравоохранения.
В этом году за медицинской помощью обратилось значительно больше людей, чем прежде: число пациентов в некоторых местах увеличилось даже на 20%! Дополнительное давление на медработников оказывает и существенный рост расходов — на коммунальные платежи, питание и медикаменты.
Но намного более трагичным является то, что самыми большими пострадавшими в этой ситуации оказались пациенты, особенно хронические больные. Если не будет выделено дополнительное финансирование, больницы будут вынуждены закрывать отделения, не смогут проводить диагностику и операции, что, в свою очередь, приведет к тому, что пациенты своевременно не получат медицинскую помощь и увеличится число предотвратимых смертей, прогнозируют специалисты.
Ситуация настолько накалена, что министерству здравоохранения пришлось созвать заседание Государственной оперативно-медицинской комиссии, которая призвала министра здравоохранения доложить об этом правительству. Правда, о растущих расходах и длинных очередях на обследования уже несколько месяцев говорят не только пациенты, да и больницы уже не раз предупреждали о катастрофе.
Ждать приема приходится почти полгода
Данные министерства здравоохранения свидетельствуют, что в 2022 и 2023 годах увеличилось количество пациентов, которые были доставлены в больницы бригадами «скорой помощи». В клинических университетских клиниках растет число пациентов, которые сами приходят в приемное отделение, что свидетельствует о недоступности амбулаторных услуг. В среднем каждый месяц 60% пациентов доставляются бригадами «скорой помощи», а 40% приезжают сами. Национальная служба здроровья сообщает, что половина этих пациентов попадают в стационар.
Интенсивная загрузка больниц подтверждает ухудшение состояния здоровья населения, а это требует срочного выделения дополнительных финансовых ресурсов — для обеспечения своевременного процесса лечения. Чаще всего вторичные вызовы поступают от пациентов с хроническими заболеваниями (73% вызовов). Пациентов госпитализируют в гораздо более тяжелом состоянии, с уже запущенными проблемами, что напрямую объясняется вовремя не полученными услугами здравоохранения во время пандемии COVID-19.
После отмены ограничений в связи с COVID-19 стали образовываться длинные очереди на получение услуг, в результате чего ухудшилась доступность вторичных амбулаторных услуг здравоохранения, а медицинские учреждения стали оказывать намного больше услуг, чем это было запланировано в договорах с государством. В противном случае пришлось бы отказывать пациентам.
Очередь на получение отдельных видов услуг составляет более нескольких месяцев. Для того чтобы пройти такое диагностирующее обследование, как магнитный резонанс, придется в среднем ожидать 173 рабочих дня, УЗИ — 115 рабочих дней, допплерографию — 114 рабочих дней. Самые длинные очереди — на консультации к специалистам: в гастроэнтерологии — 124 рабочих дня, эндокринологии — 115 рабочих дней, в гематологии — 104 рабочих дня. В дневных стационарах очередь на лечение пациентов с хронической болью составляет 171 рабочий день, на хирургические услуги в области офтальмологии — 170 рабочих дней, в отоларингологии для взрослых — 70 рабочих дней. «Ситуацию следует оценивать как критическую, потому что из-за недостаточного финансирования предоставление доступных услуг здравоохранения может быть прекращено», — признают в минздраве.
В этом году очереди на различные обследования составляют от трех до шести месяцев, и на многие услуги в этом году в очередь уже не записывают. Объем услуг увеличился на 12%, расходы на компенсируемые медикаменты на одного пациента увеличились на 37%, а расходы на медикаменты в стационарах выросли примерно на пятую часть, рассказали Neatkarīgā в министерстве здравоохранения.
Больницам грозит закрытие или банкротство
Ежегодно в рамках приоритетных мероприятий запрашивается дополнительное финансирование на обеспечение стационарных услуг здравоохранения — на перерасчеты тарифов, покрытие роста расходов на питание пациентов, увеличение зарплат медперсонала, а также на покрытие других затрат (например, на оплату коммунальных услуг).
Но пока финансирование выделено лишь частично, поэтому министерство здравоохранения вместе с Латвийским обществом больниц, Латвийской ассоциацией больших больниц, Латвийской ассоциацией молодых врачей, Стратегическим советом отрасли здравоохранения, профессиональными ассоциациями врачей отмечает, что ситуация остается острой, и если проблема не будет решена, часть медицинских учреждений перейдет на платные услуги. Фактически это в значительной степени уже произошло.
Правда, больницы не могут полностью перейти на платную медицину, поскольку они не могут запереть двери и не принимать ни одного пациента с острыми симптомами. Но перерасчеты тарифов не покрывают общие расходы больниц на предоставленные услуги здравоохранения. Если больницы не оплатят счета за электричество, они не смогут работать, и процесс лечения будет парализован. То же самое происходит и с оплатой лекарств. Что делать? Заставлять пациентов самих платить за лекарства, например, в интенсивной терапии?
Миллионы, которые еще надо поделить
В 2023 году дополнительное финансирование, необходимое для того, чтобы больницы могли оплатить расходы на электроэнергию, составляет 17 630 413 евро. Эти средства критически необходимы — чтобы больницы могли продолжать обеспечивать услуги, в том числе даже услугу неотложного здравоохранения. Финансируемый государством тариф на питание пациентов также не покрывает фактических затрат. В 2023 году на покрытие расходов на питание пациентов больницам дополнительно необходимо 4 672 598 евро. И, наконец, медикаменты: в 2023 году, по расчетам больниц, им потребуется дополнительно 20 352 884 евро, чтобы обеспечить пациентов медикаментами. Дополнительное финансирование необходимо и на лабораторные исследования — 14,7 миллиона евро.
Заслушав эту информацию, правительство из средств на непредвиденные расходы решило выделить 41 миллион евро на покрытие дефицита в сфере здравоохранения. Хотя в докладе министерства здравоохранения подробно описано, кому именно требуется финансирование, Национальная служба здоровья еще будет оценивать, кому и сколько выделить.