Государственные должностные лица должны уметь создавать у народа чувство безопасности, уверенности в том, что мы защищены от агрессора. Для этого нужно каждый день говорить о безопасности. И не только о том, что НАТО нас защитит, но и о том, как мы сами сможем себя защитить в случае, если Россия действительно решит на нас напасть. И не будем забывать, что за независимость Латвии рука об руку боролись и латыши, и русские, и представители других национальностей, заявила бывший политик, экс-министр обороны и внутренних дел Латвии, а ныне предприниматель Линда Мурниеце.
Экс-министр отметила, что прошло несколько десятилетий, а дискуссии о конкретных вопросах безопасности остаются прежними. Так, например, по-прежнему продолжаются споры об укреплении восточной границы Латвии. Все еще существует несколько версий того, как это сделать. Латвийское общество беспокоит то, что забора на границе до сих пор нет, хотя в других странах такие заборы строят очень быстро. «Что нам остается?» — спрашивает Линда Мурниеце и сама же отвечает: «Нам остается рассчитывать на профессионализм погранохраны, который никто, собственно, и не ставит под сомнение».
«Когда я была министром внутренних дел, в пограничную охрану вкладывались большие средства. Мы тогда только что вступили в НАТО, нам было доступно финансирование из различных фондов Евросоюза, и те пункты пограничного контроля, которые у нас работали в то время, были очень хорошо оснащены. Техника там тоже была очень серьезная и заслуживающая внимания. Но сейчас почему-то все вращается вокруг забора. Почему-то никто популярно не объясняет, как еще можно охранять границу», — сказала Линда Мурниеце. И добавила, что для охраны труднодоступных мест на границе используется техника. Эти места пограничники обследуют различными техническими средствами, а сами находятся неподалеку.
Линда Мурниеце согласна с тем, что забор не защитит Латвию от танков или каких-то диверсий. Забор может защитить только от попыток разных людей проникнуть в нашу страну, а от технических средств ограждение защитить не может.
Отвечая на вопрос, готова ли Латвия к войне, Мурниеце подчеркнула, что должностным лицам следует давать людям большее чувство безопасности, того, что мы защищены, поскольку мы действительно защищены. Было бы слишком наивно считать, что мы сами сможем себя защитить, поскольку мы — слишком маленькая страна с небольшой территорией, слишком маленькой армией, но то, на что мы можем рассчитывать, — это наши очень сильные союзники с большой армией.
«Поэтому надо каждый день напоминать о том, что нас защищают. Мы находимся в безопасности, да и в Европе за пять-шесть лет многое может измениться, потому что Европа улучшает свою боеспособность и все остальное».
Линда Мурниеце нарисовала не слишком привлекательную картину того, что сейчас происходит в Латвии. Люди должны знать, что нужно делать в час Х, но в нашей стране все остается на уровне того, что необходимо собрать свою сумку, самые решительные жители Латвии вступили в Земессардзе. Рижская дума изучает, где за 20 лет можно было бы оборудовать бомбоубежища. Мы снова оказались в прошлом и не думаем об актуальных вещах, и это — непосредственная ответственность политиков, считает Мурниеце.
Мурниеце отметила, что сейчас для латвийской политики характерны взаимные оскорбления и поиск компромиссов — для того чтобы удержать правительство в том состоянии, в каком оно сейчас находится, а это не способствует активным действиям. У нас больше тушат пожары, а не думают в долгосрочной перспективе. Кроме того, существует ненормальная бюрократия: для того чтобы принять изменения в законе, которые позволяют более эффективно работать, может потребоваться даже пять лет. По мнению Мурниеце, люди, которые долгое время находятся в политике, теряют контакт с реальностью, им приносят готовые документы, а самые неудобные вопросы просто откладываются.
Еще раз подчеркнув, что государство должно быть готово себя защищать, Линда Мурниеце отметила, что люди, нелояльные Латвийскому государству, уже проявили себя, и это уголовно наказуемые действия. Она напомнила, что в 1991 году именно русские милиционеры защищали МВД и погибли. Мы, люди разных национальностей, живем в одной стране, мы тесно связаны, и поэтому не стоит сейчас искать и противопоставлять лояльных и нелояльных.
На вопрос, что нужно сделать, чтобы преодолеть экономическую отсталость Латвии, Линда Мурниеце ответила так: сначала люди должны прийти на выборы и постараться включиться в политику. Она не исключила, что и сама когда-нибудь может вернуться в политику.
Полную версию интервью с Линдой Мурниеце (на латышском языке) вы можете посмотреть ЗДЕСЬ.