Пятница, 18 октября
Рига +13°
Таллинн +13°
Вильнюс +12°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

(Не)равнодушное общество. Может ли избиение женщины разрушить репутацию и бизнес агрессора

© Каролина Грабовска/Pexels

Историческая для Латвии ратификация Стамбульской конвенции в Сейме прошла на фоне очередного громкого скандала, связанного с насилием. Речь идет об избиении женщины в одном из рижских ресторанов на глазах у посетителей. Антигероем этой истории стал латвийский ресторатор Мурад Юшко.

Почему общество настолько равнодушно к насилию над женщинами и почему подобные истории получают резонанс только после реакции пользователей социальных сетей — разбирался kontekst.lv.

Публичная расправа. Хронология позора

11 ноября 2023 года. Ночью в рижском ресторане Space Falafel видеокамеры зафиксировали, как мужчина после беседы у барной стойки, бьет женщину по голове, а затем за волосы вытаскивает ее на улицу. Окружающие люди не вмешиваются в происходящее.

12 ноября. В соцсети X (Twitter) появляется видеозапись инцидента. Автор поста Янис Плуме задается вопросом: «А этот господин случайно не владелец популярных ресторанов COD и Zivju lete Мурад Юшко?»

В этот же день, на основании публикации этой видеозаписи в соцсетях, журналист Лато Лапса направил в Государственную полицию заявление по факту насилия над женщиной с просьбой начать проверку.

14 ноября. Два дня спустя полиция сообщила в X (Twitter): «Государственная полиция в связи с этим случаем начала процесс об административном правонарушении и установила личность возможного виновника».

Screenshot

Агентство LETA со ссылкой на Отдел общественных отношений Госполиции сообщило, что процесс начат по делу о нанесении малозначительных телесных повреждений, не повлекших проблем со здоровьем (наказание по 12-й статье Закона об административной ответственности денежный штраф от 210 до 500 евро, в отдельных случаях до 700 евро. Прим. ред.). Отмечается, что дело может быть переквалифицировано после экспертизы причиненных жертве травм.

21 ноября. На торжественной церемонии в Риге путеводитель Michelin Guide называет лучшие рестораны Латвии. В списке отмеченных оказываются рестораны COD и Tails, как выясняется, связанные с ресторатором, к тому моменту уже проходящим по делу о насилии. Реакции ресторанов на инцидент с Юшко на тот момент еще не было.

Дмитрий Сульжиц, Mediju Nams

27 ноября. Спустя две недели видео с избиением женщины в ресторане Space Falafel набирает все больше просмотров, активно распространяется в социальных сетях и наконец получает общественный резонанс. Действия агрессора публично осудили актрисы Нового Рижского театра Мария Линарте, Кристине Крузе-Хермане, журналистка Инга Спринге, телеведущая Лелде Цериня, врач Катрина Пуриня и другие известные в обществе люди.

28 ноября. Только после шума в соцсетях (а не после самого конфликта и начатого в полиции процесса), ресторан Space Falafel, где и произошло публичное избиение женщины, извиняется перед клиентами, запрещает Юшко посещать ресторан и усиливает охрану: «В свете недавнего инцидента с участием Мурада Юшко команда Space Falafel решительно осуждает насилие над женщинами и все другие формы несправедливости. Это первый подобный случай на территории ресторана с момента его основания, поэтому мы надеемся, что вы простите нашу нерешительность в реагировании на это публичное нападение, пока мы разбираемся с неприятностями вокруг каждого вовлеченного человека. В интересах обеспечения безопасности каждого гостя в будущем мы запретили вышеупомянутому человеку входить в помещение и гарантируем, что ни один акт насилия не будет допущен, увеличив количество охранников в выходные дни».

Instagram

В тот же день, 28 ноября, ресторан Tails также открещивается от связи с Юшко и заявляет в Instagram, что осуждает насилие. То есть так же, как и ресторан Space Falafel, публично реагирует на произошедшее спустя две с лишним недели только после того, как о конфликте стало известно всем: «В ответ на получивший широкую огласку инцидент в ресторане Space Falafel в ноябре этого года команда Tails категорически осуждает любые формы насилия и решительно выступает против насилия. Учитывая, что упомянутая персона, о которой идет речь, участвовала в первоначальной разработке проекта Tails, но уже более года выступает лишь в качестве консультанта, не входя в состав владельцев или руководства ресторана, мы считаем неуместным связывать действия этой персоны с репутацией нашего ресторана. Tails принял решение прекратить сотрудничество с этой персоной».

Instagram

В соцсетях ранее была доступна фотография, на которой команда ресторана позирует (уже после инцидента) с полученным Michelin Guide призом в компании Мурада Юшко. Как пишет nra.lv, позже совместная с ним фотография из соцсетей пропала.

Справа — Мурад Юшко / Screenshot, nra.lv

29 ноября. Представители ресторана Zivju lete, который в соцсетях с самого начала конфликта пользователи косвенно связали с напавшим на женщину персонажем, основную часть своего заявления посвятили не осуждению агрессии против женщин, а угрозе своей репутации: «У Мурада Юшко нет и никогда не было никакой связи с Zivju lete». Но тут же сами признались в том, что какая-то связь в свое время все-таки была: «Наши пути с этим человеком не пересекались уже много лет и никогда не пересекутся. Zivju lete никак не связан с Мурадом Юшко. Юридически только в начале 2023 года нам удалось полностью отключиться от этого человека. Но физически у него годами не было никакой связи с нашим рестораном. Он в него даже никогда не заходил!»

В Zivju lete (также с задержкой в две с лишним недели) назвали эти события «ужасающими» и «отвратительными», заявив, то им «больно читать заголовки об этом недостойном инциденте». Говоря о Мураде Юшко, там подчеркнули, что «не отвечают за его действия» и не хотят, чтобы «его поведение упоминалось в связке с рестораном или было направлено против него». При этом там добавили, что им «надоело отвечать на зло и клевету».

Instagram

30 ноября. Последним из связанных на тот момент с Юшко заведений, только спустя 19 (!) дней после произошедшего, отреагировал ресторан COD. Вот опубликованное в Instagram заявление ресторана, совладельцем которого в момент нападения был Мурад Юшко: «От имени ресторана и сотрудников COD выражаем глубокое сожаление о событиях с участием Мурада Юшко и приносим извинения всем, кто пострадал в этой ситуации. Агрессия недопустима, а тот, кто ее совершил, должен понести ответственность за свой проступок. Понимая это и принимая на себя ответственность за свои действия, Мурад Юшко подал в отставку с поста члена правления COD. Он также больше не будет владеть долями предприятия, в настоящее время начат юридический процесс.

COD — это не место, созданное одним человеком, в свою очередь нарушение совершил конкретный человек, который должен за это ответить. COD — это мы, сотрудники ресторана, которые вложили много труда, идей и энергии, чтобы предоставить нашим гостям наилучшие впечатления. Для многих из нас COD — это больше, чем работа. Мы не были вовлечены в инцидент и не могли на это повлиять. Мы против насилия».

Instagram

Были ли другие жертвы Мурада Юшко?

Глава Общества Sievietei paveiсās («Женщине повезло») Майя Крастиня рассказала kontekst.lv, что после случившегося с ее обществом через соцсети связались еще несколько человек, которым было известно о других возможных случаях насилия над женщинами со стороны Мурада Юшко. После этого общество обратилось к возможным жертвам с призывом рассказать о себе. При этом Майя Крастыня предположила, что женщины могут бояться сообщить о случившемся: «Мы стали гораздо более открыто говорить о насилии. Но, очевидно, нам нужно говорить все больше и больше», — уверена Крастиня.

Майя Крастиня / Из личного архива

По ее словам, в латвийском обществе в целом чрезвычайно высокая терпимость к насилию. «Удивительно, что никто не реагирует. Считается, что это семейное или личное дело, в которое не стоит вмешиваться, что совершенно неправильно».

«Мне это показалось чем-то уму непостижимым!»

«Я ничего не знала об этом происшествии. Когда мне 26 ноября показали это видео, я была в шоке от того, что это произошло еще 11 ноября, рассказывает актриса Нового Рижского театра Кристине Крузе-Хермане, благодаря публикации которой об этом узнало гораздо больше людей.

Кристине Крузе-Хермане / Гиртс Озолиньш, Mediju Nams

«Мне казалось невозможным то, что мужчина брутально избивает женщину в публичном месте и никто об этом не пишет, все замалчивается… Но ведь это акт насилия, его надо осудить, подобного нельзя допускать! А этот человек радуется наградам Michelin… Мне это показалось чем-то уму непостижимым. Тогда я поделилась этим в Instagram, после этого в соцсетях поднялась довольно большая буря, общество виртуально довольно активно подключилось, давление было оказано большое. Тогда уже и Space Falafel осудил произошедшее и Tails, хоть они несколькими днями ранее фотографировались с ним вместе и улыбались. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда», говорит Кристине Крузе-Хермане.

По ее словам, «мы до сих пор живем в обществе, в котором очень много насилия, в том числе в семьях. А то, что пострадавшая женщина, например, не хочет говорить об этом публично потому что ей стыдно или она боится… тут возникает много вопросов: как мы до такого докатились?! Когда женщина чувствует свою вину за то, что ее бьют это ужасно».

«Должно быть возбуждено не административное, а уголовное дело»

Илута Лаце / F64

Глава латвийского Центра защиты женщин Marta Илута Лаце сказала корреспонденту kontekst.lv, что насильственные действия Мурада Юшко абсолютно неприемлемы и достойны порицания, и это еще одно доказательство того, что насилие настолько глубоко укоренилось и нормализовалось в нашем обществе, что даже происходит открыто на публике.

По ее мнению, по факту насилия должно быть возбуждено не административное, а уголовное дело, а виновный должен понести серьезную ответственность: «Ни общественные работы, ни административные штрафы не помогут человеку, совершившему насилие, взять на себя ответственность за свои жестокие действия». Хотя после трагического убийства женщины в Екабпилсе мы видим, что полиция действует все более ответственно, реакция и действия все еще не всегда и не везде адекватны.

Мы надеемся, что будет проведено надлежащее расследование, чтобы человек, совершивший насилие, понес соответствующее наказание, и что СМИ перестанут упоминать насилие в уничижительной или даже пренебрежительной манере в своих публикациях, называя акт насилия "врезать даме". Насилие — это преступление и должно рассматриваться как таковое», — подчеркнула Лаце.

«Физическое насилие над женщинами — очень реальная проблема в Латвии, и хотя общество становится менее равнодушным и менее склонным обвинять женщин, которые подверглись насилию, это не означает, что все члены общества осуждают насилие над женщинами. Все еще существует множество различных представлений, мифов и предрассудков о том, что женщины сами виноваты, провоцируют и т. д. Эти мифы очень сильны».

«Дистанцирование от человека, проявившего насилие, совершенно понятно»

Латвийская ассоциация гостиниц и ресторанов заявила, что полностью осуждает любое насилие, как физическое, так и моральное, независимо от пола человека, против которого оно направлено.

Андрис Калниньш / Из личного архива

«Я не комментирую юридические последствия, но думаю, что приостановка сотрудничества и дистанцирование от человека, проявившего насилие, совершенно понятны и правильны», — сказал kontekst.lv президент ассоциации Андрис Калниньш. Он особо подчеркнул, что его ассоциация не имеет никаких дел с Мурадом Юшко, а компании, которые он представлял до сих пор, не являются ее членами.

По данным портала jauns.lv, обидчик извинился и пытался заключить мировое соглашение с жертвой агрессии, которая якобы попросила его в качестве компенсации перевести деньги Центру по защите прав женщин Marta.

«Все, что я могу сказать, это то, что мы не получали никаких пожертвований», — сказала корреспонденту kontekst.lv финансовый менеджер центра Marta Дита Лаце.

С самим Мурадом Юшко к моменту создания этой публикации kontekst.lv связаться не удалось.

Нулевая толерантность к насилию над женщинами

Как уже писал kontekst.lv, 30 ноября Сейм Латвийской Республики ратифицировал Конвенцию о предупреждении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с ним. Конвенцию депутаты одобрили со ссылкой на уже существующие в Конституции Латвии положения о защите прав человека, равенства женщин и мужчин, а также о защите и поддержке брака, детей и родителей.

Стамбульская Конвенция устанавливает ряд преступлений, квалифицируемых как насилие в отношении женщин. Государства, которые ратифицируют Конвенцию, должны криминализировать несколько преступлений, в том числе психологическое насилие, преследование, физическое насилие, сексуальное насилие, в том числе изнасилование, принудительный брак, калечение женских половых органов, принудительные аборты и принудительную стерилизацию. Конвенция гласит, что сексуальные домогательства (харассмент) должны подлежать «уголовному или иному правовому наказанию».

По данным Центрального статистического управления Латвии (CSP), каждая четвертая (25,1%) женщина и каждый пятый (19,5%) мужчина в возрасте от 18 до 74 лет подвергались физическому или сексуальному насилию. Исполнителем насилия в отношении женщины чаще был мужчина (88,8% случаев), но в 18,1% случаев женщина. Чаще всего с физическим или сексуальным насилием в течение жизни (28,2%) сталкивались женщины, которым на момент опроса было 4564 года, и мужчины 3044 лет (22,3%).