Из Вентспилсского порта в Нигерию 27 декабря в рамках инициативы Всемирной продовольственной программы ООН было отправлено 34 тысячи тонн минеральных удобрений.
По сообщению министерства иностранных дел Латвии, это третья партия из «замороженных» на территории Латвии российских подсанкционных минеральных удобрений общей массой около 200 тысяч тонн.
История вопроса
Февраль и март 2022 года, несмотря на развязанную Россией войну в Украине и последовавшие санкции по отношению к российскому экспорту, оказались благоприятными для латвийских портов и латвийской железной дороги — российские компании гнали продукцию за рубеж, стремясь успеть до принятия санкций.
Перед удобрениями занавес опустился достаточно быстро. Пятым пакетом санкций ЕС 8 апреля 2022 года был введен запрет на покупку, импорт и передачу российских удобрений в Евросоюз. 17 апреля ЕС опубликовал разъяснение, из которого следовало, что ограничения касаются удобрений, предназначенных для стран-членов ЕС. 14 июня появилось еще одно разъяснение о том, что запрет на российские товары, включая удобрения, действует независимо от конечного пункта назначения товара.
Владелец крупнейшего в мире производителя удобрений российской компании «Уралкалий» Дмитрий Мазепин одним из первых попал в санкционный список. Также с Мазепиным аффилированы аммиачный терминал в Венстпилсе и крупнейший терминал по перевалке удобрений, главным образом аммиачной селитры, в Риге — Riga Fertilizer Terminal (RFT).
В итоге на территории Латвии «застряли» принадлежавшие компании Мазепина 40 тысяч тонн жидкого аммиака и 200 тысяч тонн удобрений, в том числе аммиачной селитры. На терминале в Риге могло единовременно храниться до 90 тысяч тонн удобрений, остальное хранилось в вагонах под открытым небом на путях железной дороги. В Латвии осталась крупнейшая партия «подсанкционных» российских удобрений. Всего в европейских портах их было заморожено 260 тысяч тонн.
Попытка номер один
В первой половине прошлого года тревогу по поводу незапланированного длительного хранения опасного груза забила Государственная служба защиты среды (Valsts Vides dienests, VVD), которая предписала вывезти груз из Риги до 30 июня 2022 года. Однако отправка была заблокирована Комиссией по рынку финансов и капитала (ныне объединена с Банком Латвии). Представители комиссии сочли документы по сделке неприемлемыми и, возможно, нарушающими санкции. Жидкий аммиак из Вентспилса удалось вывезти в мае того же года по специальному распоряжению правительства. Компания — владелец груза не могла больше оплачивать счета, и хранилища жидкого аммиака могли в любой момент быть отключены от электричества, что создавало прямую угрозу взрыва на терминале.
Удобрения в мешках остались на территории Латвии.
В Эстонии осенью 2022 года 12 тысяч тонн российских минеральных удобрений, попавших под действие санкций, были проданы сельскохозяйственному холдингу Scandagra и далее — фермерам в странах Балтии, в том числе в Латвии.
Под эгидой ООН
В сентябре 2022 года российская сторона заявила о готовности передать в развивающиеся страны удобрения, замороженные в европейских портах. 6 декабря 2022 года латвийское правительство приняло решение поддержать безвозмездную передачу через Всемирную продовольственную программу ООН минеральных удобрений, принадлежащих компаниям, попавшим под санкции ЕС.
С декабря 2022 года в рамках Всемирной продовольственной программы из Латвии была осуществлена поставка трех партий минеральных удобрений: в начале 2023 года в Кению и Зимбабве, 27 декабря — в Нигерию.
Всемирная продовольственная программа ООН планирует в ближайшее время организовать очередную поставку оставшихся под санкциями минеральных удобрений из Латвии, чтобы оказать поддержку странам, которые больше всего нуждаются в этой продукции, говорится в сообщении министерства иностранных дел Латвии.
В сообщении МИД не уточняется, сколько опасного груза, который находится на территории страны с марта прошлого года, все еще хранится на территории Латвии.
Удобрение аммиачной селитры приобрело печальную известность после техногенной катастрофы в Бейруте. В 2020 году там взорвалось 2720 тонн аммиачной селитры, хранившейся в портовой зоне почти семь лет.