Пятница, 15 ноября
Рига +4°
Таллинн +6°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Латвия

Стеклянный потолок и другие неприятности. Kontekst.lv объясняет, как на самом деле обстоит дело с защитой прав женщин в Латвии

© Dmitrijs Suļžics/MN

Дискриминация в оплате труда между мужчинами и женщинами является настоящей проблемой в Латвии — к такому выводу пришли экономисты Банка Латвии Людмила Фадеева и Криста Калнберзиня.

В Латвии привыкли говорить о том, что в стране один из самых больших в Европе показателей женщин с высшим образованием и женщин, занимающих руководящие и высшие посты. Во всяком случае, женщина в кресле премьер-министра или президента для Латвии не сенсация.

Тем более шокирующими на этом фоне выглядят выкладки экономистов Банка Латвии о том, что в 2023 году средняя почасовая оплата труда у латвийских женщин оказалась ниже по сравнению с мужчинами на всех уровнях образования, во всех отраслях и во всех группах профессий. Разрыв в зарплате между женщинами и мужчинами сохраняется даже если не принимать во внимание образование, отрасли и распределение должностей. «Это означает, что существенное влияние на определение заработной платы оказывает предвзятость», — отмечают экономисты.

Данные статистики показывают, что гендерный разрыв в оплате труда на одной и той же должности превышает средний разрыв в оплате труда. Средние показатели снижаются за счет того, что женщины более квалифицированы и на высокооплачиваемых должностях их доля высока.

Стереотипы на марше

В латвийском обществе до сих пор сильны стереотипы о разных способностях и ролях полов. Но лишь часть общества осознает и понимает, что эти стереотипы реализуются в реальной жизни в виде дискриминации в карьере и зарплате, отмечают специалисты Банка Латвии.

По мнению экспертов, в Латвии необходимо повысить прозрачность начисления заработной платы как на уровне государства, так и на уровне компаний. Необходимо также сбалансировать участие женщин и мужчин в уходе за семьей.

Гендерный разрыв в оплате труда в последнее время привлекает немало внимания общественности, а дискуссии на эту тему обычно носят эмоциональный характер. Частично это насыщение связано также с тем, что восприятие мужчин и женщин о существовании гендерного равенства в нашем обществе сильно различается.

Результаты исследования «Барометр гендерного равенства Novatore», проведенного Norstat в феврале 2024 года, показывают: 70% мужчин считают, что в Латвии существует равенство в оплате труда, в то время как только 30% женщин придерживаются того же мнения. Аналогичная разница наблюдается в оценке равенства и в других сферах, таких как политика, карьерный рост и семейная жизнь.

Реальная жизнь

В 2022 году средняя почасовая оплата труда женщин в Латвии была на 17,1% ниже средней почасовой оплаты труда мужчин. В Евросоюзе этот показатель в среднем составил 12,7%, о чем свидетельствуют данные «Исследования структуры заработной платы» Евростата. Эта цифра отражает общую ситуацию в стране, а не отличия по одному и тому же виду работы.

Уровень заработной платы должен зависеть от отрасли, в которой работает сотрудник, занимаемой им должности, уровня образования и опыта работы. Если с учетом этих факторов разрыв в оплате труда все же существует, есть подозрение в дискриминации или наличии предрассудков, которые препятствуют выплате одинаковой заработной платы независимо от пола.

Чтобы изучить — действительно ли существует дискриминация, Людмила Фадеева и Криста Калнберзиня использовали данные на микроуровне из Исследования доходов и условий жизни (EU-SILC), доступные в Евростате для всех стран Европейского Союза.

В 2022 году средняя разница в почасовой заработной плате между мужчинами и женщинами составила 20,5%. Прежде чем приступить к расчетам, давайте посмотрим на общие различия по уровню образования, отрасли и категориям должностей, а также поищем ответ на вопрос: почему в ситуации, когда различия в уровне заработной платы между мужчинами и женщинами во всех отраслях , профессиях и уровнях образования значительны, средний показатель по стране сравнительно невелик? После этого разделим различия в заработной плате на объяснимую часть, или часть, образованную объективными факторами, такими как занимаемая должность, отрасль, в которой работает работник, а также уровень образования, и необъяснимую часть, которая формируется работниками для выполнения одной и той же работы: это оставшиеся различия, которые в основном обусловлены дискриминацией, предрассудками и непропорциональным гендерным распределением домашних обязанностей.

Средняя заработная плата мужчин в Латвии выше во всех отраслях, группах должностей и уровнях образования.

Данные EU-SILC показывают, что в 2022 году у мужчин была более высокая заработная плата во всех группах уровня образования. Независимо от уровня образования женщин, их средний почасовой заработок на 28% ниже, чем у мужчин. Тот факт, что средняя разница в заработной плате составила 20,5% вместо 28%, определяется структурой образования по гендерным категориям. Около 63% работников с высшим образованием составили женщины, при этом доля женщин в группе работников со средним и основным образованием составила 43% и 33% соответственно. Таким образом, только относительно более высокий уровень женского образования сокращает средний разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами. И это несмотря на значительный разрыв в оплате труда между группами по уровню образования.

Кроме того, отраслевые данные показывают, что независимо от отрасли, в которой работают женщины, средняя почасовая оплата труда для них ниже, чем средняя почасовая оплата труда мужчин в этой отрасли.

Почему это происходит?

В Латвии рынок труда разделен на «мужской сектор» и «женский сектор», причем в нашей стране наблюдается одно из самых выраженных разделений в Европе.

Большая часть женщин работает в сфере торговли и образования, где средняя заработная плата относительно низкая. На более высокооплачиваемых должностях, например, в сфере информационных и коммуникационных технологий, большинство сотрудников составляют мужчины. Кроме того, в секторах, где доходы могли бы быть выше, а доля женщин также относительно высока, например в секторе здравоохранения, существуют значительные различия в доходах между женщинами и мужчинами. Сбалансировав соотношение мужчин и женщин, работающих в секторах, можно было бы сократить разрыв в заработной плате, а также сбалансировать разницу в доходах между секторами.

Распределение должностей показывает, что женщины в Латвии активно строят карьеру. В группах должностей с относительно высоким уровнем заработной платы, а именно руководителях и квалифицированных специалистах, высока доля женщин. Среди менеджеров доля женщин составляет 46%, а среди квалифицированных специалистов — даже 65%. В статистике заработной платы руководителей различия в оплате труда невелики, однако для руководителей высшего звена доход также может состоять из капитала или других доходов, что ограничивает точность этого сравнения. При этом разрыв в оплате труда мужчин и женщин является одним из самых больших в группе квалифицированных специалистов.

Высшее образование и успешная карьера не смогут сократить разрыв в заработной плате

Используя метод разложения Оахаки-Рэндсона, эксперты также разделили разницу в заработной плате на объяснимую и необъяснимую части. В результате эксперты обнаружили, что большая часть различий в заработной плате состоит из необъяснимого компонента. При этом суммарная объяснимая составляющая имеет противоположный знак. Это означает, что если бы женщины не выбирали получение высшего образования значительно чаще, чем мужчины, и не строили карьеру на должностях квалифицированных специалистов и менеджеров, то разрыв в оплате труда был бы еще больше, чем сейчас (29%). Кроме того, разница увеличивается с каждым годом по мере роста необъяснимой составляющей.

По данным EU-SILC, в 2022 году женщины чаще всего получали почасовую оплату в размере 4 евро, а мужчины — 6 евро. Чтобы проверить, какой могла бы быть зарплата женщины в ситуации отсутствия дискриминации, эксперты Банка Латвии провели гипотетические расчеты и смоделировали, какой могла бы быть зарплата женщины, если бы женщины и мужчины получали одинаковую зарплату за одну и ту же работу (в одной отрасли, на одной и той же работе). Прогнозируемое распределение заработной платы женщин значительно смещается в сторону роста зарплаты, при этом число низкооплачиваемых работников уменьшается, а средняя заработная плата группы, получающей 10-15 евро в час, увеличивается. А средняя зарплата женщин могла даже превышать среднюю зарплату мужчин благодаря высшему образованию и выбору карьеры.

Чем объясняется разница в оплате труда вне карьеры?

Различия между мужчинами и женщинами, работающими в одной отрасли, в одной рабочей группе, с одинаковым уровнем образования и возрастом, являются причиной необъяснимого разрыва в оплате труда. Трудно точно определить, чем обусловлены столь значительные различия в заработной плате за одну и ту же работу. Частично эта разница отражает такие негативные тенденции, как дискриминация и предрассудки в отношении пола работника, которые зачастую совершенно не связаны с профессиональной деятельностью человека. В «Барометре гендерного равенства Novatore» был сделан вывод о том, что в латвийском обществе все еще существуют сильные стереотипы о различных способностях и ролях полов.

Лишь немногим более половины населения считает, что оба пола могут быть основными добытчиками в семье. 46% участников опроса считают, что мужчины должны зарабатывать больше. Кроме того, каждый четвертый опрошенный считает, что мужчины являются лучшими лидерами, а каждый пятый — что высшие руководящие должности подходят только мужчинам, а не обоим полам в равной степени. Мнения о том, кому следует работать дома, конечно, совершенно противоположные. Большинство населения (56%) считает, что женщина должна больше всего заботиться о доме и детях, а 50% считают, что только женщине уместно брать отпуск по уходу за ребенком.

Было бы необычно, если бы эти взгляды не высказывались также и в профессиональных ситуациях, когда необходимо определить уровень заработной платы или выбрать кандидата на карьерный рост. Личные убеждения о том, что женщины могут и не могут делать, каковы их приоритеты и обязанности вне работы, могут привести к решениям о профессиональном положении женщины, которые даже не связаны с реальной ситуацией. Важным также является гендерно непропорционально распределенное количество нерабочих обязанностей, которые приходится посвящать детям и семье. Хотя «Барометр гендерного равенства Novatorе» показывает, что карьерный рост и финансовая независимость одинаково важны как для женщин, так и для мужчин, зачастую женщины берут на себя большую часть заботы о детях и семье.

Отпуск по уходу за ребенком оказывает особенно существенное влияние на доходы. Если только один родитель, чаще всего женщина, берет отпуск по уходу за ребенком, который в Латвии составляет 1,5 года, то у женщины временно приостанавливается выплата заработной платы и карьерный рост. Если это сочетается с неразделенной нагрузкой дома, из-за которой женщина отказывается от профессионального развития, то уровень доходов и, соответственно, социальных гарантий и пенсий значительно ниже.

В исследовании «Барометр гендерного равенства Novatore» также просили указать предпочитаемый ими уровень заработной платы. Интересно, что у 18-29-летних женщин желаемая зарплата была даже выше, чем у мужчин. Начиная с 30-летнего возраста, приобретая больше опыта и сталкиваясь с реальностью профессиональной жизни, различия в зарплатных ожиданиях у женщин значительно ниже, чем у мужчин.

Что делать?

Гендерное равенство — это не только вопрос справедливости, но и нашего индивидуального и общественного благополучия, отмечают экономисты Банка Латвии. Если бы финансовая независимость женщин и их участие в принятии решений были значительно улучшены, экономика страны развивалась бы более устойчиво. Чтобы уменьшить влияние субъективизма, дискриминации и предубеждений на профессиональное развитие, прежде всего, важно знать и регулярно отслеживать реальную ситуацию.

Важно, чтобы как государственные учреждения, так и компании частного сектора анализировали различия в заработной плате и возможностях карьерного роста своих сотрудников и информировали о них сотрудников и общество в целом.

Европейская директива о равной оплате труда 2023/970 требует от компаний со штатом более 150 сотрудников отчитаться о гендерном разрыве в оплате труда в 2027 году. «В настоящее время более половины стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) уже требуют от компаний отчетности о гендерном разрыве в оплате труда. Также в соседней с нами стране Литве Агентство социального страхования публикует информацию о разнице заработной платы в учреждениях и компаниях с числом сотрудников более восьми», - говорится в исследовании экспертов.

Важно также сбалансировать неоплачиваемый труд на дому, тем самым уменьшая негативное влияние на общий доход женщин и всей семьи. Данные «Барометра гендерного равенства Novatore» показывают, что 51% мужчин положительно отвечают на вопрос, готовы ли они отдохнуть от работы, чтобы позаботиться о новорожденном. Кроме того, 55% мужчин утвердительно отвечают на вопрос, хотели бы они не работать и посвятить все свое время семье.

«По мере того, как растет общественная поддержка, а компании становятся более открытыми для более активного участия мужчин в семейном уходе, появится возможность улучшить не только финансовое положение женщин, но и возможность для отцов построить полноценные отношения со своими детьми», — резюмируют экономисты Банка Латвии.