Пятница, 22 ноября
Рига -1°
Таллинн -2°
Вильнюс 0°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

Реакция на инцидент в Майори должна продемонстрировать силу закона

© Neatkarīgā

Случившийся в воскресенье на пляже в Майори инцидент — когда компания крепких мужчин, агрессивно ругаясь грубыми словами, вербально напала на сотрудника полиции самоуправления и недвусмысленно ему угрожала, — заставляет власти Латвийского государства наглядно показать, кто на самом деле хозяин и кто контролирует ситуацию.

Один из основных признаков стабильного государства — это сила закона. Если закон в одних случаях соблюдается, а в других — в зависимости от обстоятельств — на него смотрят сквозь пальцы, то такую конструкцию никак нельзя считать стабильной. Не менее важны сигналы, которые транслируют обществу правоохранительные органы. Во-первых, полиция. Какие выводы из случившегося в воскресенье инцидента и последовавшей за ним реакции может сделать общество?

Сначала в нескольких словах о том, что же там на самом деле произошло. Надо сказать, что на пляже в Майори, неподалеку от бывшей курортной поликлиники есть место, где уже с 90-х годов собираются так называемые криминальные авторитеты. Я сам много лет жил в Майори и видел все это своими глазами. Это не значит, что эти люди вели себя как-то асоциально или вызывающе. Нет, но они создают определенный социальный фон: концентрация людей крепкого телосложения на компактной территории.

Подчеркиваю, что это просто фон. Нет никакой конкретной информации о причастности «бандитов» к инциденту. Или, переходя на юридически корректную терминологию полиции, скажем так — «лиц, похожих на бандитов». Сначала Юрмальская муниципальная полиция получила вызов о том, что несколько лиц, возможно, в состоянии алкогольного опьянения, нарушают общественный порядок на пляже в Майори. На место прибыли сотрудники муниципальной полиции, одного из нарушителей порядка повалили на землю (или он упал сам) и вокруг него началась суета.

На видео, распространенном в соцсетях, видно, что после негативной реакции окружающих лежащего на земле мужчину отпускают, и он ползет в сторону моря. Именно в этот момент начался и сам инцидент. Толпа мужчин мощного телосложения, решив, что муниципальный полицейский (который на тот момент почему-то остался один) так сильно физически навредил «потерпевшему», что тот может только ползти (непонятно, из-за действий полицейского или из-за каких-то химических веществ), толпа стала весьма грубо и оскорбительно упрекать полицейского.

И если сначала толпа старалась вести себя даже прилично (звучали сдерживающие страсть крики: не надо хамить), то с каждой следующей минутой толпа становилась все грубее и агрессивнее. На помощь муниципальному полицейскому пришли несколько парней из спасательной службы в оранжевых жилетах — они встали между полицейским и агрессивной толпой. Грубых бранных слов становилось все больше: «по русски скажи, ты бл * * ь», «кто ты такой, пид * * * *», «Уе * * вай в свою машину, на * * й!»

Но и этими грубостями все не закончилось. Атмосфера становилась все более накаленной, пока один человек и из числа «лиц, похожих на бандитов» не начал неприкрыто и, главное, юридически недвусмысленно угрожать полицейскому физической расправой. Он буквально приказал: «Садись в машину и уе * * * я. Сейчас мы тебя тут поломаем! Ты что, не понимаешь? Мужики, беремся все вместе и ломаем его!» Оценив реальную ситуацию и соотношение сил, полицейский в сопровождении парней из спасательной службы покинул место происшествия, предоставив возможность разным диванным героям говорить о трусливом отступлении. Хотелось бы увидеть самих этих «героев» в похожей ситуации. Любой суд, любая экспертиза признает, что ситуация была угрожающей для жизни.

Итак, выводы. В воскресенье на пляже в Майори публично была высказана угроза представителю государственной власти Латвии, его недвусмысленно оскорбили и унизили его достоинство. Вопрос только один — что делать в этой ситуации? Я имею в виду, что делать государственной власти.

Есть две возможности. Первая возможность — вынуть из кармана платок, утереть со лба плевки и сделать вид, что ничего страшного не случилось. Какой еще уголовный процесс? Кому не случалось в гневе сказать лишнее? Штраф в 200 евро или максимум в 500 евро. Вторая возможность — возбуждается уголовный процесс, виновных лиц (преступление было совершено в группе) находят и судят. Вопрос о суровости наказания пусть решает суд, но к делу надо подойти серьезно, с высочайшим чувством ответственности перед государством и обществом.

Особое внимание следует обратить именно на общество, поскольку сейчас, когда совсем рядом идет война, общество особенно чувствительно к различным угрозам. Общество хочет чувствовать себя в безопасности, но подобные инциденты не способствуют этому. Общество должно видеть, что оно может рассчитывать на свою полицию. Общество должно быть уверено, что у власти страны в решающий момент не дрогнет рука, что власть будет рядом, что она будет защищать и помогать. В настоящее время на этом поле мяч на стороне правоохранительных структур, прежде всего МВД. Общество ждет твердой, бесстрашной и непоколебимой демонстрации власти государства. Инцидент в Майори вызвал слишком громкий резонанс, чтобы его просто замели под ковер. Время действовать.