По требованию депутата Рижской думы из фракции Национального объединения/Латвийского объединения регионов Валдиса Гаварса обобщены данные о договорах, заключенных муниципальными обществами капитала. Эти данные, доступные сейчас в публичном пространстве, наглядно демонстрируют, что огромные суммы утекали в фирмы так называемых общественных отношений (пиара) и отдельные СМИ.
Как-то на одном мероприятии в 2010 году я разговаривал с коллегой, работающей в русских СМИ. В разговоре мы коснулись и деятельности недавно избранного мэра Риги Нила Ушакова. Учитывая, что русская коллега знала Ушакова, его партию и царящую там атмосферу гораздо лучше, чем я, мне было интересно услышать ее мнение. «Чистый пиар. Ушаков все концентрирует на пиаре. Это его главный инструмент и поле деятельности. Все остальное отдано «друзьям», — таким был вердикт коллеги, хорошо знающей Ушакова.
И что мы видим сегодня — в 2023 году? Чем бывший мэр Мартиньш Стакис, которого некоторые члены его фан-клуба уже успели назвать «лучшим мэром всех времен», отличается от Ушакова? Единственно тем, что он не смог продержаться на посту так же долго, и поэтому ему не удалось прикрыть столько сомнительных сделок, как это удалось Нилу.
Сократила ли новая «коалиция перемен» в Рижской думе расходы на пиар хотя бы на цент? Конечно, нет. Отдел по связям с общественностью Рижской думы только разбухает и разбухает, как тесто, в котором слишком много дрожжей. Конечно, можно сказать, что в современную информационную эпоху без пиара не обойтись. И это правда. Вопрос только в том, не занимает ли этот пиар непропорционально большое для его настоящего значения место? Важно ли в конце концов то, что происходит на самом деле? Важно, как это выглядит.
Если хочешь переизбраться, денег на «коммуникацию» жалеть нельзя. Деньги, предназначенные для пиара, тоже бывают разными. Например, пиар-агентство McCann большого друга партии «Для развития/За!» Айнарса Щипчинскиса (с 2013 года пожертвовал «Для развития Латвии» и «Для развития/За!» 85 000 евро и 10 000 латов плюс является мужем бывшего депутата Сейма от этой партии Даце Рукшане) заключило два договора с ООО Getliņi EKO о «Реализации общественно-просветительских мероприятий (кампании) по сокращению отходов в повседневной жизни» на сумму 887 181 евро.
Какой прекрасный симбиоз. Один «жертвует» (читай: дает откат) политической партии, люди из партии, в свою очередь, заключают на деньги налогоплательщиков крайне выгодные рекламные контракты о кампаниях, которые на бумаге, наверное, проводились (с точки зрения закона все в порядке), но об эффективности этих кампаний никаких свидетельств нет. Кто видел эти кампании и каким был их результат?
Другой пример. Суммы поменьше, но бесстыдство расточительности (коррупции) впечатляет. Два договора о наклеивании наклеек на мобильные станции с питьевой водой. В первом случае за обклеивание восьми (!) станций дизайнерскими наклейками Праздника песни и танца выплачено 3480 евро, а в другом случае той же фирме за праздничные дизайнерские наклейки на четырех станциях (!) в рижских районах дума заплатила 2200 евро — 550 евро за каждую наклейку. Надо признать, неплохой бизнес.
С точки зрения общественных отношений, очень своеобразным является название одной из фирм, которое часто можно увидеть в документах о закупках, — ООО Overpriced. Эта компания, например, провела «актуализацию дизайна наград Рижского самоуправления», «разработку документов главных направлений визуальной идентичности бренда Риги» и многие другие подобные работы. Суммы, может быть, и не являются астрономическими, но название фирмы — «слишком дорого», «переплачено» — говорит само за себя. Можно понять иронию владельцев этой компании, но одновременно нельзя не заметить и мотив мягкого издевательства.
Сам по себе каждый отдельный договор ни о чем особо криминальном не свидетельствует. Но эти договоры наглядно демонстрируют то, с какой легкостью тратятся деньги на различные более или менее известные пиар-конторы и СМИ. С юридической точки зрения это, может быть, и не коррупция, но фактически это является коррупцией. Платить специальным людям, которые после посредственно исполненной арии громко кричат из зала: «Браво, брависсимо!»
Публикация смет этих договоров, как и случай с «командировкой» Мартиньша Стакиса в Тампере, демонстрирует еще одно важное и часто недооцениваемое явление. Люди видят и осуждают коррупцию только в том случае, если в ней обвиняют какого-то неприятного им персонажа. Если же обвиняемый в коррупции — «свой», то все обвинения в коррупции — это «черный пиар» конкурирующих партий, недоброжелателей и завистников, от которого своего «любимца» надо всеми способами защищать. Аргумент: раз на него нападают «плохие», значит, он все делает правильно и непотопляем.
Так было с Ушаковым, которого обвиняли во всяких грехах, но к нему долго ничего не прилипало, так происходит и со Стакисом, которого его фанаты до сих пор носят на руках как героя. Долгие годы противники Ушакова ужасались: неужели те, кто за него голосует, не видят все эти проблемы? В течение долгого времени не видели, а большинство ничего не видят и до сих пор. Но то же самое касается и фанатов Стакиса.
Излишне спрашивать, проанализирует ли эти пиар-расходы, скажем, такая контора пропагандистов власти, как RE: Check? Конечно нет, потому что они занимаются общественно-важными делами. Например, «разоблачают» запущенную каким-то чудаком «утку» о распылении химических веществ над головами участников Праздника песни. Такого же отношения мы можем ожидать и от всех остальных, информационно обслуживающих власть и приближенные к власти фонды. Пиар-политика Стакиса оказалась чрезвычайно успешной, она заложила крепкую основу для мотивации действий будущих мэров — «на коммуникацию» денег жалеть нельзя. Особенно если это не собственные деньги, а деньги налогоплательщиков.