Пятница, 22 ноября
Рига -0°
Таллинн -1°
Вильнюс -0°
kontekst.lv
arrow_right_alt Мнения

План «Реинкарнация». Как вернуть жизнь в центр Риги?

© F64

Темные витрины магазинов на улице Чака, дома-призраки на улице Марияс, пугающие безмолвием закоулки Старой Риги, шум и загазованность улицы Бривибас, разбитые дороги, застывшие во времени главные городские рынки. Центральный район – «лицо» латвийской столицы – выглядит все менее привлекательным и для туристов, и для жителей. Почему так стремительно деградирует центр Риги и как этот процесс остановить?

Почему «умирает» центр?

Можно выделить пять основных причины, почему центр Риги приходит в запустенье.

Демография. За последние двадцать лет число жителей Центрального района Риги сократилось с 50 до 30 тысяч, то есть на 40 процентов. Это рекордно высокий темп депопуляции среди всех районов: в среднем по городу за этот период население уменьшилось на 20%. Основные причин - негативный естественный прирост (смертность превышает рождаемость), эмиграция, переезд в активно развивающийся пригород Риги.

Переориентация коммерческой деятельности. За последние двадцать лет рижане сильно изменили свои привычки: они намного активнее ездят на личных автомобилях, а значит, меньше привязаны к условному району жительства или работы, предпочитают делать покупки в торговых центрах на окраинах города или в интернете, чаще работают дистанционно из дома. Все эти факторы снижают спрос на офисные и торговые помещения в центре Риги, где аренда, при этом, традиционно выше, чем в микрорайонах.

В свою очередь, центральные улица города - Валдемара, Бривибас, Барона, Чака - превращаются из пешеходно-торговых в автомобильно-транзитные, что негативно сказывается на экологии, уровне шума и общем комфорте проживания жителей центра.

Снижение числа туристов. Пандемия Covid-19 и российское военное вторжение в Украину значительно отразилось на отрасли туризма, и, в первую очередь, от этого пострадала Старая Рига, чье развитие долгие годы ориентировалось на обслуживание иностранцев. Число постоянных жителей Старой Риги за 20 лет сократилось на 30%, упав до отметки в две тысячи человек.

Деградация рынка жилья. Недвижимость в Центральном районе традиционно оценивается выше, чем в спальных микрорайонах. Однако качество жилья часто не отвечает всем стандартам элитного сегмента: в старых домах может не быть лифта, система коммуникаций в состоянии негодности, протекают крыши, отсутствуют стоянки для автомобилей, более дорогое обслуживание в силу необходимости чистить крыши от снега, сбивать сосульки и т.д.

Несмотря на многочисленные попытки властей побудить инвесторов приводить в порядок старый жилфонд, многие дома в историческом центре по-прежнему стоят заброшенными без признаков планируемой реставрации. Как отмечают риэлтерские компании, владельцы «заброшек» держат на них неадекватно высокие цены. Многие здания в историческом центре находятся в общей собственности у нескольких собственников квартир, и совладельцам сложно принять решение об инвестициях или единой концепции застройки.

F64

Низкое качестве городской среды. В центре Риги мало общественных мест, пригодных для досуга, прогулок и спорта. Детские площадки есть только в городских парках. В старом городе и историческом центре мало скамеек, общественных туалетов, отсутствуют веранды с навесом, где можно было бы укрыться от непогоды, нет некоммерческих мест для общения и встреч (например, спортивные площадки, библиотеки на открытом воздухе, скверы и т.д.). Узкий тротуар, нечеткое разделение пространства (по тротуару часто передвигаются велосипедисты и самокатчики), низкая доступность уличной инфраструктуры для инвалидных и детских колясок ограничивают свободу перемещения пешеходов и препятствуют развитию предпринимательства (открытых кафе, pop-up магазинов, торговых ремесленных лавок, художественных галерей и т.д.).

F64

Чем опасна деградация центра?

Во-первых, город теряет инвестиционную привлекательность. В отличие от других столиц Европы, например, Брюсселя, где власти более либерально относятся к идее сноса старых домов, правила застройки Риги достаточно консервативны. В итоге в центре города остается очень мало свободных участков для строительства новых объектов, но много заброшенных старых, хотя привести в порядок дом-призрак XVIII века, порой, равноценно строительству нового здания.

В свою очередь, мелкий бизнес и стартапы (кафе, арт-галереи, концертные залы и т.д.), для которых важен поток людей, от центра отпугивает низкое качество общественной инфраструктуры и высокая стоимость аренды.

В итоге возникает замкнутый круг: без притока инвестиций и предпринимательских проектов центр города приходит в запустение, что еще активнее подталкивает состоятельных жителей перебираться в пригород.

Во-вторых, отток населения и бизнеса из центра Риги снижает налоговые поступления самоуправления (подоходный налог, налог на недвижимость, различные пошлины). При этом бывшие рижане продолжают использовать транспортно-общественную инфраструктуру столицы, что создает дополнительное давление на городской бюджет и увеличивает количество дорожных заторов на дорогах.

В-третьих, деградация центра повышает уровень преступности. Это видно даже по количеству криминальных новостей с упоминанием Старой Риги. Плохое уличное освещение, недостаток камер наблюдения, подземные переходы, подворотни-колодцы, заброшенные здания - все это повышает риски для пешеходов. Согласно исследованию Еврокомиссии Quality of life in European cities, только 72% рижан считают безопасным передвигаться по городу в ночное время. Это меньше, чем в Вильнюсе и Таллинне.

F64

Что делать?

Исходя из опыта других городов и академических исследований, можно сформулировать пять основных стратегий, как вдохнуть жизнь в центр города. Они могут дополнять друг друга.

Изменение функциональности улиц. Если посмотреть на исторический центр Риги с высоты птичьего полета, то мы увидим пять параллельных улиц - Валдемара, Бривибас, Тербатас, Барона и Чака - имеющих примерно одинаковые функции. Везде центральное место занимает транспортное сообщение (преимущественно частные автомобили), фрагментарная коммерческая деятельность, редкие объекты культурной инфраструктуры (музеи, театры), старый жилой фонд.

По сути, и в будние дни, и в выходные все пять улиц выполняют транзитные функции и одинаково непригодны для неспешных прогулок с детьми и встреч с друзьями. Решением проблемы может стать более четкое функциональное деление городского пространства, например, Валдемара и Чака продолжают выполнять функции транспортных артерий для легковых автомобилей, Бривибас и Барона принимают на себя нагрузку общественного транспорта, велотранспорт и коммерческие объекты (офисы, центры обслуживания населения), а Тербатас становится полностью пешеходной улицей с открытыми кафе, детскими площадками, скверами, спортивными «островками», концертными сценами и т.д. Образцом для подражания может стать соседний Вильнюс, где центральный проспект Гедимина максимально освобожден от частных автомобилей в пользу велосипедистов и пешеходов. Летом по выходным в вечернее время часть проспекта становится пешеходным, также как и пересекающая его улица Вильняус гатве, которая целиком предоставлена ресторанам и кафе.

Изменение функциональности Старой Риги. Общемировые тенденции в урбанистике показывают, что в долгосрочной перспективе делать ставку только на туризм небезопасно: любые кризисы (пандемии, войны, климатические изменения, экономические потрясения) вынуждают людей, в первую очередь, отказываться от путешествий, а значит, туризм нельзя рассматривать как стабильный ресурс. Устойчивая модель городского развития предполагает, что город меняется в интересах местных жителей/налогоплательщиков, а туристическая инфраструктура уже встраивается в этот концепт.

В случае со Старой Ригой это означает необходимость более детально продумывать вопросы безопасности, работы коммунальных служб, развития сегмента доступного жилья, создания детских площадок, организации транспортного и пешеходного сообщения и ограничения шума.

kontekst.lv

Мультифункциональность зданий. Повышение цен на энергоресурсы привело в Европе к росту популярности мультифункционального использования зданий. Условно, в одной офисной высотке днем может работать банк и библиотека, а по вечерам и на выходных в фойе открываться ресторан и художественная галерея. Это не только экономит расходы на содержание зданий, но и помогает городским кварталам работать в режиме 24/7, делая их более привлекательными и безопасными для горожан.

По такому принципу, например, сейчас пытаются развивать Европейский квартал власти Брюсселя: цель проекта - за счет новых кафе, уютных скверов и площадей, мест культурного досуга оживить по вечерам и выходным деловой район, где расположены стеклянные коробки европейских учреждений. Другой пример реурбанизма - американский город Тусон (штат Аризона). Благодаря созданию общественной инфраструктуры (восстановление старого театра, открытие квартала ресторанов, запуска трамвайной линии, реновация и новое функциональное использование ветхих офисных зданий), властям удалось оживить умирающий центр, а также повысить престиж и безопасность всего района.

Строительство доступного жилья. Согласно данным социологических опросов, интерес к жилью в центре Риги проявляют преимущественно молодые люди и иностранцы, приезжающие в Латвию на работу. Однако именно для этой группы в центре недостаточно предложений по цене и качеству. Город с помощью различных стимулов должен мотивировать инвесторов строить и реновировать дома под аренду с небольшими по площади, но комфортными квартирами. В Европе все большую популярность приобретает модель «сожительства», когда одну большую квартиру делят между собой несколько человек (по принципу коммуналки). Это могут быть люди из одного профессионального или этнического сообщества, что позволяет управленческой компании предоставлять им дополнительные целевые услуги (например, оборудовать в доме тренажерный зал, установить оргтехнику, создать общие помещения для работы и деловых встреч и т.д.)

«15-минутный город» с поправкой на климат. Одна из причин массового оттока из центра - невозможность обеспечить качественную жизнь семьям с детьми и домашними животными. Если с магазинами и остановками общественного транспорта в центре проблем не наблюдается, то, например, поиск поблизости от дома детской площадки или места для выгула собаки, может стать сложной задачей.

Модель «15-минутного города», которую сейчас активно внедряют Париж, Лондон, Таллинн или Барселона, предусматривает, что все основные объекты для жизнедеятельности человека должны находиться на расстоянии пешей доступности.

Для Риги был бы интересен опыт Копенгагена, где Нордхавн (Nordhavn) стал первым городским районом в мире, который был спланирован в соответствии с 5-минутным городским принципом. Район, рассчитанный на 40 тысяч жителей, расположен в гавани, а значит, сильно подвержен влиянию стихий (сильные ветра, дожди). Но проектировщики максимально учли этот момент. Например, надземная трасса метро служит одновременно укрытием для велосипедной автомагистрали, так что велосипедисты смогут оставаться сухими при любых погодных условиях. Для создания удобной городской среды самоуправление Риги должно обязательно учитывать особенности латвийского климата, где преобладает холодная и дождливая погода.

Мультикультурный дух. Традиционно в центре города предпочитают жить иностранные специалисты, а это значит, город должен уделять больше внимания политике языкового разнообразия, в том числе в общественном транспорте. Пока в Латвии дискуссии по этому вопросу ограничиваются инициативой министерства юстиции разрешить использовать официальные языки Евросоюза в общественном транспорте. В других городах Европы, в том числе, в соседнем Таллинне, подобные вещи давно являются нормой.