«Соблюдение принципов здравого смысла и этики не характерно для наших политиков», — сказал политолог Филипп Раевский, комментируя очередной скандал, связанный с двойной моралью латвийского правительства, — в связи с транзитом марганцевой руды в Россию.
Эстонское издание Postimees сообщает, что из двух миллионов тонн марганцевой руды, которые в прошлом году были экспортированы в Россию, почти 90% было перевалено через Эстонию и Латвию, больше всего — через Рижский и Вентспилсский порты.
Латвийская железнодорожная компания LDz Loģistika — дочернее предприятие государственного акционерного общества Latvijas dzelzceļš — является одной из нескольких латвийских компаний, которые участвовали в перевозках марганцевой руды в Россию. Когда началось полномасштабное вторжение России в Украину, объем таких грузов резко вырос. Увеличилась и цена марганцевой руды: со 150 долларов США за тонну до войны до 300-350 долларов США за тонну. В России имеются небольшие резервы марганца, его добыча не развита на промышленном уровне, и поэтому Россия рассчитывает на импорт. Война в Украине увеличила спрос на этот продукт, так как марганцевую руду используют в производстве высококачественной стали, необходимой для оружейных стволов, бронемашин и гусениц.
Не совсем понятно, почему столь значимый для российской военной промышленности товар, как марганец, отсутствует в списке продуктов, попавших под санкции. Возможно, что те, кто вводит санкции, не способны охватить все отрасли. Но возможно и то, что для обеих сторон — для транзитных стран и для России — этот бизнес весьма выгоден. Второй вариант, к сожалению, более вероятен.
Это в издании Postimees косвенно подтвердила представитель МИД Эстонии Керстин Мересма: «Эстония инициировала полное торговое эмбарго для России на уровне Евросоюза, но до сих пор страны-участницы не пришли к консенсусу по этому предложению. Мы продолжаем работать над этим. Кроме того, мы постоянно предлагаем установить дополнительные торговые ограничения». Конечно, компаниям, зарабатывающим кровавые деньги, неинтересно инициировать полное эмбарго.
Оценивая ситуацию с транзитом марганцевой руды через Латвию, бывший министр сообщения, а ныне владелец консалтинговой фирмы Анрийс Матисс в разговоре с Neatkarīgā сказал: «Прежде всего, следовало бы раскрыть цепочку всех предприятий, участвующих в перевозке, и кто на каждом этапе является ответственным, — как на железной дороге, так и в портах. Если мы говорим об импорте или транзите зерна, то это одно дело, а марганцевая руда — совсем другое, она используется для производства оружия. Такой "бизнес" с Россией недопустим ни в каком виде, ему нет оправдания. И дело не только в моральном аспекте. Предоставлять агрессору возможность производить оружие — это преступно. Органы безопасности должны жестко подключиться к этому вопросу, возбудив хотя бы дело о проверке.
Если бы я был министром сообщения, я бы поручил изучить цепочку всех причастных должностных лиц и предприятий: кто получатель, кто перевозчик, кто перегрузчик. Я бы оценил мотивы действий руководства предприятий — как с точки зрения экономических, так и с точки зрения морально-этических аспектов, попросил бы и органы госбезопасности изучить эти вопросы. Вопрос об импорте зерна очень широко обсуждался, и было также принято политическое решение. Но марганцевая руда — проблема совершенно другого уровня».
В свою очередь политолог Филипп Раевский, комментируя Neatkarīgā ситуацию с марганцевой рудой, сказал: «Если кто-то таким образом зарабатывает деньги, это можно назвать циничным способом. Да, деньги нужны, но в таком случае после этого их надо вкладывать в оборону. Чтобы не было так, что ты зарабатываешь деньги, чтобы купить веревку, на которой тебя потом и повесят. Скорее всего, санкции не нарушены, но вопрос в том, каким образом потом расходуются заработанные деньги. У меня такое чувство, что заработанные не слишком этичным способом деньги просто разбазариваются потом, например, на частные авиарейсы».
По социологическим опросам мы видим, что не все люди считают, что это плохо — делать бизнес с Россией. «Но используем ли мы полученные средства, чтобы стать сильнее? Сомневаюсь», — подчеркнул Раевский. Он также сомневается в честном и принципиальном подходе: «К сожалению, многие страны находятся в бизнесе с Россией. Обратимся к исторической аналогии, ко времени Второй мировой войны: почти все страны зарабатывали деньги на войне — начиная со шведов, продававших Германии шпалы, и заканчивая американцами, которые также торговали с Германией. Мы можем говорить о больших деньгах и об очень больших деньгах … У очень больших денег другие принципы, точнее, вообще нет принципов».
Почему наше правительство молчит об этой ситуации с марганцевой рудой? Филипп Раевский считает:
«Потому что никто из правительства не хочет выйти и сказать: знаете, санкции на марганцевую руду не распространяются, поэтому мы ее грузим и перевозим. Всем гораздо больше нравится фотографироваться в центре Киева. Соблюдение принципов здравого смысла и этики не характерно для наших политиков».
Продолжая мысль Раевского о веревке, мы можем только сказать: если, не дай Бог, что-то случится, улучшенные марганцем стволы будут стрелять по тем, кто останется в стране. Остальные — нажившиеся на бизнесе с марганцем — будут далеко. Но ведь у нас сейчас такая ситуация с безопасностью, какой еще никогда не было. Поэтому беспокоиться нечего — ни о марганцевой руде, ни о правительстве, которое допускает такой «бизнес».
Пока старушки вяжут носки украинским солдатам, пока организуются «Твиттер-конвои» машин в Украину, пока народ собирает пожертвования, наше правительство, на словах горячо выступая за победу Украины, вместе с государственными акционерными обществами снабжает российскую военную промышленность сырьем, чтобы, как говорится, стволы оружия убийц были более гладкими. Двойная мораль во всем своем великолепии и красе.
P.S. Вопросы о транзите марганцевой руды направлены премьер-министру Эвике Силине, министерству сообщения и LDz Loģistika.