Пятница, 18 октября
Рига +11°
Таллинн +10°
Вильнюс +9°
kontekst.lv

Сейм разрешил «Новому Единству» ускорить закрытие школ

© Neatkarīgā

На совместном заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке и комиссии по делам государственного управления и самоуправлений депутаты партий нынешней и потенциальной коалиций высказали много критических замечаний в связи с предложенным министерством образования и науки планом закрытия школ. Но ничего не сделали для того, чтобы изменить или отменить этот план.

Заседание двух комиссий Сейма состоялось 8 августа в помещении комиссии по образованию, культуре и науке. Заседание вела депутат от «Нового Единства» Агита Зариня-Стуре. Она дала возможность высказаться как можно большему числу желающих и завершила почти трехчасовую дискуссию выводом о том, что люди устали слушать, и что пора отправляться на другие запланированные мероприятия. То есть не было сказано ни слова о том, что недовольство депутатов закрытием школ должно быть превращено в постановление или распоряжение, которое бы изменило этот план.

Правительство собирается принять план закрытия школ 15 августа. И сможет сделать это с твердой уверенностью в том, что обещанные перемены в правящей коалиции и правительстве не приведут к изменениям в выполнении этого плана. Пока еще неофициальные партнеры «Нового Единства» на совместном заседании комиссий Сейма вели себя точно так же, как и партнеры по нынешней коалиции. И хотя план признан плохим, признано и то, что изменять его нельзя.

Конкурирующие партии демонстрируют полное единодушие

Нынешние и будущие партнеры «Нового Единства» заняли две разные позиции, с которых страстными речами «обстреливали» созданный под политическим руководством «Нового Единства» план. «Объединенный список» и Союз зеленых и крестьян ориентируются на сельских жителей, на сельские территории, где проживает большая часть избирателей этих партий. «Если мы концептуально поддержим план, то это конец сельским регионам, сельским школам», — подчеркнул заместитель председателя комиссии по образованию, культуре и науке Чеслав Батня («Объединенный список»). «Мы, представители Союза зеленых и крестьян, выступаем за то, чтобы село было заселенным. Но на представленных таблицах мы видим, что количество сельских школ уменьшится. Мы получили письма от 30 самоуправлений, и я не смогла найти в этих письмах восторга по поводу реформы», — продолжила тему член комиссии Лига Клявиня.

Тут следует учесть, что руководство комиссией по делам госуправления и самоуправлений отдано представителю оппозиции — Дайге Миерине из Союза зеленых и крестьян. Если бы возглавляемая Дайгой Миериней комиссия включилась в рассмотрение плана закрытия школ, то Миериня как должностное лицо Сейма обязана была бы добиться внесения в документы позиции Союза зеленых и крестьян, если таковая в конкретном случае вообще имеется (или хотя бы побороться за это). Но ничего подобного не произошло. Союз зеленых и крестьян проявил себя лишь в риторике минимальной интенсивности.

Национальное объединение и «Прогрессивные» указали, что данные, представленные министерством образования и науки, не подтверждают связь между качеством образования и размером школ. «Я как экономический аналитик пытаюсь понять, какие факторы в рижской школе могут обеспечить лучшее образование, чем, например, в прейльской школе», — задала вопрос депутат комиссии по делам госуправления и самоуправлений Скайдрите Абрама («Прогрессивные»). «Здесь говорят о каких-то критериях, но я не вижу никакой взаимосвязи. Одним из критериев является количество учеников, но это связано только с зарплатой учителей. Из чего можно понять, что количество учащихся повысит качество образования?» — продолжила Абрама. И подытожила: «Я как профессор вернула бы этот доклад на доработку». К Абраме присоединился депутат от Национального объединения Угис Митревицс: «Достаточно ли количественных показателей, чтобы судить о качестве? Коллеги уже говорили, что нет… Ошибочно предполагать, что сельские школы — это плохие школы».

Министерство признает низкий уровень образования

Чтобы хотя бы как-то обосновать план закрытия школ, министерство образования и науки решило признать — и даже подчеркнуть — низкий уровень образования в Латвии. «Разрыв между сельскими регионами и городами не уменьшается, результаты в целом не улучшаются и сохраняются на очень низком уровне», — сообщает министерство.

Результаты экзаменов по математике в 12-х классах за 2009—2022 годы

Neatkarīgā

Нет возражений против очевидных фактов, но есть разъяснение, которое в контексте обсуждения какого-то вопроса дала директор департамента образования МОН Эдите Канавиня. Она упомянула о том, что городские школы стараются избавиться от неспособных учеников и учеников с проблемами поведения, с которыми согласны работать сельские школы.

В советское время районы соревновались, создавая свои средние школы, в которых все ученики являлись успевающими, учились хорошо — лучше, чем в средних школах соседних районов. Сегодня соревнование перенесено в область борьбы за почетные названия гимназий, и сельские школы тем более заинтересованы учить практически необучаемых, ведь речь идет не только о чести школы (как было в советские времена), но и о самом существовании школы. Закрытие сельских школ из-за недостаточного количества учеников началось вскоре после восстановления независимости Латвийской Республики. И тем сельским школам, которые еще существуют, удалось на протяжении многих лет продержаться на грани между существованием и ликвидацией.

Концентрация учеников в школах краевых центров не улучшит среднеарифметические результаты образования, а по сути может даже понизить уровень образования, если крупные школы не справятся с учениками, от которых они ранее избавлялись. В этом случае учебой будут меньше заниматься даже те ученики, которые сами не нарушают порядок.

На совместном заседании комиссий Сейма Угис Митревицс и другие депутаты говорили о том, что сокращение числа средних школ не привлечет молодежь к профессиональному образованию, поскольку профессиональное образование будет еще менее доступным, чем средние школы после реформы. Профессиональных школ совсем мало, переименованных в служебные гостиницы интернатов или общежитий не хватает или нет совсем. Чтобы восстановить эти объекты для массового использования, пришлось бы вложить сотни миллионов евро, и эта сумма превысила бы ту экономию, которую государство и самоуправления рассчитывают получить за счет закрытия школ.

Да и концентрирование учащихся общеобразовательных школ потребует до 300 миллионов евро. Очень примерные расчеты: вместо закрытых школ надо построить 10 новых, 10 школам требуются новые учебные корпуса, многим школам нужно расширять свои помещения (спортзалы, столовые), им требуется оборудование. Чтобы хотя бы на словах можно было отчитаться о предоставлении качественного образования.

Чеслав Батня и другие депутаты обратили внимание на отсутствие гарантированного финансирования и материальных ресурсов. По крайней мере, уровень презентации, подготовленной министерством образования, оставляет впечатление, что минобразования (в лице парламентского секретаря Сильвии Рейнберги) плохо понимает, с трудностями какого масштаба придется столкнуться госучреждениям в связи с ускорением закрытия школ. Возможно, депутаты позволяют правительству приступить к выполнению этого плана потому, что предполагают, что этот план развалится сам собой — без их противодействия.