Суббота, 23 ноября
Рига -1°
Таллинн -3°
Вильнюс -3°
kontekst.lv

Академик Калвиньш: разбогатеем, если будем учить студентов не только исследовать, но и создавать

Академик Иварс КАЛВИНЬШ © Ģirts Ozoliņš/F64

«Представителей гуманитарных профессий наши вузы выпустили очень много, можно даже сказать, что есть два потерянных поколения, если одно поколение — это 20 лет. А вот представителей инженерно-технических профессий у нас абсолютная нехватка», — прагматично рассуждает в разговоре с Neatkarīgā президент Латвийской академии наук Иварс Калвиньш. О выборе профессии думать никогда не поздно, особенно если приближается День знаний — 1 сентября.

В Латвии насчитывается по меньшей мере пять самых востребованных профессий, не связанных с гуманитарной сферой. Требуются руководители проектов: они отвечают за то, чтобы ресурсами компании управляли как можно эффективнее. Важной и востребованной является профессия маркетингового аналитика: эти специалисты должны уметь анализировать происходящие на рынке процессы и давать рекомендации по успешному развитию компании. Требуются специалисты в области ИТ-безопасности — из-за резкого роста киберпреступности. Будет расти спрос и на медсестер. Но самый высокий спрос наблюдается (и будет наблюдаться) в отрасли информационных технологий: будут нужны не только руководители проектов, но и тестировщики программ, инженеры данных и другие ИТ-специалисты.

Иварс Калвиньш подсчитал, что в Латвии не хватает около 15 000 инженеров разных сфер. Зато мы можем гордиться тем, что у нас хватает журналистов, которые не умеют написать простую новость из трех предложений, и политологов, которые не могут отличить политическую партию от кружка по изучению огуречной рассады. «И инженеров будет не хватать еще больше, потому что старое поколение заканчивает свою активную деятельность, а новые специалисты им на смену не приходят», — отметил Иварс Калвиньш. Он считает, что сейчас очень важно научить студентов что-то создавать, а не только исследовать.

«Создание знаний — это не то же самое, что и создание продукта. Создавать знания — это значит узнавать то, что уже существует. Но нам нужны инновации, которые означают творчество. То есть создание того, что полезно, но чего пока не существует. Но сейчас четыре крупнейших вуза Латвии специализируются на подготовке ученых, а не инноваторов», — говорит Иварс Калвиньш. Он считает, что не может быть такой ситуации, что в стране нет ни одного научного университета, но не должно быть и так, что все строится исключительно на знаниях, а не на создании продуктов.

О «гуманитарном продукте» Калвиньш говорит так: «Нужно ли в такой небольшой стране как Латвия так много специалистов в области политики? Политологов же никто не избирает в Сейм, чтобы они определяли государственную политику. Они могут быть лишь консультантами депутатов. Если бы только депутаты понимали, что им рассказывают…» То, что большинство депутатов мало что понимает, уже неоднократно подтверждалось, и именно поэтому производство политологов является неэффективным и поэтому излишним.

Гораздо важнее развивать экономику. «Для развития экономики вам понадобятся навыки, которые будут приобретаться с использованием современных технологий в тех отраслях, которые сегодня определяет экономическое развитие цивилизации. Это электроника, интернет-технологии, инженерные науки», — говорит Калвиньш. Он считает, что специалистов высокого уровня в этих сферах можно было бы готовить здесь, в Латвии, а остальных специалистов (общее количество которых не было бы таким уж большим) можно было бы готовить в зарубежных университетах. «Например, нам нужно пять специалистов по химии высокого уровня в год — инженеров. Их на основании государственного контракта можно было бы готовить за рубежом. Ведь здесь, на месте, нам не нужно 25 таких специалистов — причем каждый год! Куда бы мы их девали?» — подчеркивает он.

А вот учителей и врачей нам требуется много. «Специалистов, которых нам нужно много, надо готовить самим, мы не можем где-то заказывать педагогов, которые будут работать в наших школах», — уверен Калвиньш.

Еще одна проблема состоит в том, что студентам, изучающим точные науки, негде проходить практику. «Когда-то были ВЭФ и другие заводы. И студенты могли там проходить практику. Сейчас ничего подобного нет. Студентов чему-то учат, а что делать дальше? Знания надо уметь использовать. Но такой практики не хватает во всех технических отраслях», — отмечает Калвиньш.

Взаимодействие вузов, науки и экономики до сих пор не рассматривается как возможность для развития страны. А ведь этим должно было бы заниматься именно министерство образования и науки. Но приоритетом министерства до сих пор была ликвидация сельских школ, а вместе с этим — очистка сельских районов от жителей, и последовательно — очистка Латвии от коренных жителей, чтобы влить сюда «рабочую силу» — иммигрантов из Африки и других эритрей. Дьявольский план, для которого не требуются ни инновации, ни знания, ни развитие страны. План, который явно лелеет новое/старое правительство. План, как сделать из Латвии просто территорию без национальной идентичности.