Среда, 27 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

Свободны, но есть нюансы. Что говорит Индекс свободы прессы о Латвии и странах Балтии

© Pixabay

Twitter, искусственный интеллект и фейки от политиков подвергают опасности свободу слова на Земле. Об этом говорится в 21-м выпуске всемирного Индекса свободы прессы, опубликованного организацией «Репортеры без границ» (RSF).

Латвия поднялась в рейтинге до 16 места, но это не исключает серьезных проблем. Зато у наших соседей по Балтии дела обстоят лучше. Ситуация «очень плохая» в 31 стране мира, «сложная» — в 42-х и «проблематичная» — в 55. «Хорошей̆» или «довольно хорошей̆» она остается в 52 странах. Самое большое число государств в истории отнесены к «очень плохим» с точки зрения свободы журналистской деятельности.

Соседи снова опередили Латвию

«Всемирный̆ индекс демонстрирует очень высокую волатильность складывающихся ситуаций, со значительными подъемами и спадами», — подчеркивает Кристоф Делуар, Генеральный̆ секретарь RSF. Так, Латвия поднялась в индексе сразу на 6 пунктов и сегодня занимает 16-е место в мире. По мнению «Репортеров без границ», журналисты работают в достаточно свободной и безопасной среде, но «доступ к достоверной и плюралистической информации, особенно для русскоязычного населения, был серьезной проблемой».

Судя по другим публикациям организации, речь идет в значительной мере о ситуации с лишением лицензии телеканала «Дождь», в защиту которого выступали RSF. При этом отмечается, что на 1 января 2023 года в Латвии не зафиксированы случаи убийств или тюремного заключения журналистов за их профессиональную деятельность. Критике со стороны «Репортеров без границ» подвергся тот факт, что регулятор СМИ зависим от правительства. После начала войны в Украине, по мнению RSF, распространение фейковых новостей увеличилось, а общее доверие к СМИ снизилось. Но в целом Латвия находится в зоне «удовлетворительной» ситуации со свободой прессы.

Соседние Литва и Эстония немного опережают нас в индексе свободы прессы. Они занимают соответственно 7-е и 8-е места. Но даже там не все идеально. По данным составителей индекса, в Эстонии журналисты сталкиваются с риском самоцензуры из-за антидиффамационного законодательства и травли в социальных сетях, а в Литве самоцензура присутствует при освещении «некоторых исторических и гендерных вопросов».

Пояс автократий

За последний год Россия опустилась в рейтинге со 155-го на 164-е место и соседствует с такими странами, как Бангладеш и Турция. Ситуация в стране оценивается как «очень серьезная» — это самая низшая категория индекса. В эту же категорию опустились в 2023 году Беларусь, Таджикистан, Индия и Турция. «С тех пор как Россия вторглась в Украину в феврале 2022 года, почти все независимые СМИ были запрещены, заблокированы и/или объявлены "иностранными агентами" или "нежелательными организациями". Все остальные подвергаются военной цензуре», — сообщают «Репортеры без границ».

Reporters without borders

Чуть выше России, на 157-м месте, располагается Беларусь. Она названа «самой опасной страной Европы для журналистов до вторжения России в Украину». По оценке RSF, Беларусь «продолжает преследование независимых СМИ и их репортеров». По данным Белорусской ассоциации журналистов, около 400 журналистов были вынуждены бежать из страны, а большинство из тех, кто остался, работают подпольно. Став мишенью для властей, они подвергаются арестам, обыскам, иногда нападениям и жестокому обращению в тюрьме. Это систематическое преследование оставляет глубокие психологические шрамы.

Информационная война в Украине

Война, начатая Россией 24 февраля 2022 года, угрожает выживанию украинских СМИ. В этой «информационной войне» Украина «стоит на передовой линии сопротивления против расширения кремлевской пропагандистской системы», подчеркивается в отчете RSF.

«Информационная война» с Россией наносила ущерб медиасреде Украины еще до российского вторжения. СМИ, считающиеся прокремлевскими, были запрещены указом президента, а доступ к российским социальным сетям был ограничен. Это усилилось с начала вторжения России. СМИ, несущие российскую пропаганду, были заблокированы, а российская армия целенаправленно атаковала журналистов, СМИ и телекоммуникационную инфраструктуру, чтобы лишить украинское население доступа к независимым новостям и информации.

Война изменила работу журналистов и истории, которые они освещают. Российские атаки, происходящие по всей стране, превратили всех работников медиа в военных репортеров. Тем не менее украинские СМИ продолжают освещать социальные вопросы и играть важную роль в разоблачении коррупции.

«Репортеры без границ» отмечают главные угрозы, стоящие перед украинскими журналистами: «Они находятся в большей физической опасности, чем когда-либо после российского вторжения в конце февраля 2022 года. Они часто намеренно становятся мишенью для военного огня, несмотря на наличие удостоверений "Пресса", и число убитых или раненых репортеров постоянно растет».

Глобальная опасность

В Индексе подчеркивается опасность влияния ложных новостей на свободу прессы. В двух третях стран, оцениваемых Индексом, большинство респондентов, заполнивших анкеты, сообщают, что политические деятели либо регулярно, либо систематически вовлечены в масштабные кампании дезинформации или пропаганды. Границы между истинным и ложным, реальным и искусственным, фактом и артефактом становятся столь размытыми, что это ставит под угрозу само право на информацию.

Авторы Индекса опасаются бурного развития генеративного искусственного интеллекта, а также фейковых новостей с фотоиллюстрациями, сгенерированными искусственным интеллектом Midjourney. Особым образом сказано о произвольной цензуре СМИ со стороны владельца соцсети Twitter Илона Маска.