Среда, 27 ноября
Рига +6°
Таллинн +6°
Вильнюс +5°
kontekst.lv
arrow_right_alt Общество

Скудеет рука дающего: Есть ли Латвии чем помогать украинцам на второй год войны

© предоставлено Young Folks

Волонтеры и благотворительные организации подтвердили rus.nra.lv: в Латвии падает объем помощи, поступающей для украинцев. Не исключено, что летом ее станет еще меньше.

В Латвии создано множество волонтерских организаций, помогающих украинцам. И гражданским, убежавшим от войны, и военным, сражающимся на передовой. Абсолютно все, что делают волонтеры, было бы невозможно без благотворительной помощи от бизнеса и простых людей — финансовых взносов, продуктов, одежды. Как обстоят дела со сборами на второй год войны, портал rus.nra.lv узнал у волонтеров.

Фура за 90 тысяч евро и преимущества квадрокоптеров: опыт Риты и Яниса Штейнсов

История Риты и Яниса Штейнсов как волонтеров началась в конце 2022 года довольно спонтанно. Они приехали в Киев, чтобы помогать в поиске пропавших солдат. Уже на месте супруги осознали, что делать это довольно опасно.

«Зато мы поняли, где мы можем быть полезны прямо сейчас: украинские военные попросили помочь приобрести им квадрокоптеры. Мы согласились», — рассказывает хрупкая и очень женственная Рита. Она — многолетний член организации «Легенда» по поиску пропавших солдат Первой и Второй мировых войн.

С тех пор Рита и ее муж сделали несколько отправок для солдат — потребностей у военных не становится меньше. К тому же, приезжая в Украину, семейная пара обратила внимание на непростую жизнь в только что освобожденных населенных пунктах. И буквально взяла шефство над некоторыми селами в Николаевской области.

из архива Риты и Яниса Штейнсов

«Когда мы собирали деньги на первые квадрокоптеры, было предрождественское время. Мы немного волновались, получится ли у нас, ведь стоимость одного дрона со всеми комплектующими — порядка 10 000 евро. А самих квадрокоптеров — несколько, — вспоминает Янис Штейнс. — Командир подразделения, для которого велся сбор, записывал видеообращения, мы писали посты в социальные сети, общались с людьми. И все получилось! С каждым следующим сбором мы приобретали опыт и понимание, как можно сделать больше при меньших трудозатратах. Например, посчитали, что в Украину выгоднее везти именно продукты, а не деньги, чтобы там приобрести продукты. Или выяснили, как потратить меньше бензина по дороге».

Страницы в Facebook Риты и ее мужа полностью посвящены волонтерской работе. Супруги делятся не только отчетами о потраченных деньгах, но и переживаниями и эмоциями, которые, как говорит Рита, они «привезли» из Украины.

«Мне кажется, у нас потому и получается, хотя и не без сложностей, что я говорю буквально с каждым, кто отправил деньги на благотворительный счет, — делится Рита. — Если я могу найти такого человека на Facebook, я ему пишу, благодарю за его доброе сердце, мне не важно, сколько отправил этот человек — может, всего 5 евро. Я обязательно говорю, куда мы направим средства. А когда наши благотворители видят видео с работающим квадрокоптером или ребенком с продуктами из Латвии, они понимают, что помогали не зря».

Но в целом Рита и Янис приходят к выводу, что денег на счета приходит меньше. В самом начале их волонтерской деятельности в день могло прийти до 1000 евро. Теперь за неделю удается собрать в среднем 1500 евро.

«Сложно однозначно сказать, в чем причина уменьшения притока помощи. Когда ты в Украине и видишь весь ужас происходящего, то понимаешь: о какой усталости от войны может идти речь? — размышляет Рита. — Но здесь, в Европе, у людей с течением времени эмоции все же другие. Люди не равнодушны, — нет, ни в коем случае не хочу так сказать. Но у них есть и свои заботы. Сейчас дачное время, отпуск у многих начинается... Вы знаете, я же говорю с людьми лично постоянно. Равнодушных к происходящему, к украинской трагедии нет».

Собеседники rus.nra.lv обратили внимание, что с небольшими предпринимателями работа идет оперативнее, и чем крупнее бизнес — тем сложнее решать вопросы благотворительности. Большое значение имеет и то, на что конкретно собирают средства. На квадрокоптеры деньги отправляют охотнее, чем на бензин.

Янис и Рита скоро опять собираются в Украину. Везут фуру с продуктами в одно из деоккупированных сел в Николаевской области. Стоимость такой отправки приближается к 90 тысячам евро — это самая большая сумма за все время сборов.

Рита говорит, что летом, после этой поездки, у них будет перерыв. А осенью, исходя из обстоятельств, Штейнсы продолжат помогать Украине.

Конфедерация «ВiЧЕ»: «Поступления точно не увеличиваются, но наша помощь стала более качественной»

В 2022 году несколько общественных украинских организаций Латвии объединились и организовали конфедерацию «ВiЧЕ». Она из ее задач помощь украинской общине, в частности украинским солдатам. Оксана Сичко, глава правления «ВiЧЕ» отметила в диалоге с rus.nra.lv, что потребности военных Украины за год не изменились: «Среди многочисленных запросов разного рода снаряжение и техника, практически всегда украинские защитники просят автомобили повышенной проходимости. Очень востребованы беспилотные летательные аппараты, тепловизоры, большие зарядные станции и генераторы. Отправляемые на передовую машины укомплектовываем, например, канистрами для топлива, аптечками и прочим».

из архива конфедерации «ВiЧЕ»

Кроме крупногабаритных передач в Украину, солдатам отправляются сухпайки, энергетические батончики и напитки, влажные салфетки. Что-то для нужд армии волонтеры получают в дар, но большую часть все же необходимо приобретать.

«Война требует гигантских расходов и ресурсов, разъясняет глава «ВiЧЕ». Во время боевых действий буквально все вещи и техника защитников Украины подвергаются максимальной нагрузке, все работает на износ, живет недолго. С учетом постоянно растущего количества поступающих запросов объем помощи не снизился, но и не слишком увеличился. Но само качество помощи улучшилось».

По словам Оксаны Сичко, «ВiЧЕ» получает около 150 тысяч евро пожертвований в месяц: помощь поступает как в натуральном виде готовая форма для военных, продукты питания — так и в виде финансовых перечислений.

В конфедерации уверены, что маленького пожертвования не бывает и любой вклад это шаг к завершению войны: «Да, мы не можем купить танк для ЗСУ, но при поддержке народа и предприятий Латвии мы покупаем масло для танка, говорит Оксана, То же самое и с закупкой обычных гражданских дронов и квадроциклов, которые эвакуируют раненых или осуществляют подвоз боеприпасов. Каждый евро работает на необходимые вещи для военных. 5 евро пожертвования пойдут на питание для защитников, 20-50 евро на прицел или бинокль, 100 и больше на тепловизоры, приборы ночного видения и так далее».

Tavi Draugi: «В день к нам обращаются сотни украинцев»

Ириша, будучи беженкой из Украины, работает в благотворительной ассоциации Tavi Draugi. Там девушка помогает таким же, как и она, украинцам, уехавшим из дома из-за войны, — сортирует и раздает пожертвования от благотворителей. У Tavi Draugi — большой склад гуманитарной помощи в Риге, на улице Вентспилс, к тому же ассоциация подвозит грузы в саму воюющую страну.

«Самое большое единоразовое пожертвование в нашей истории исчисляется тысячами евро, — отмечает Ириша. Но приходят разные суммы, и все они одинаково ценны. Мы приняли порядка 60 тысяч уникальных обращений. Это те украинцы, которые хотя бы раз приходили к нам за помощью или которым мы помогали на границе Латвии с Россией. Безуловно, повторных визитов еще больше. Запросы украинцев по большому счету не поменялись, и в целом удовлетворить их нужды мы можем».

из архива Tavi Draugi

Ириша отмечает, что объемы донатов уменьшились, хотя и не может назвать конкретную сумму. Это видно хотя бы по количеству машин с благотворительной помощью от простых латвийцев: если в прошлом году на улицу Вентспилс приходило по несколько автомобилей в день, то теперь бывают дни, когда ни одной машины не приходит. Связаться с руководителем Tavi Draugi Улвисом Новиксом для уточнения этой информации rus.nra.lv не удалось.

Young Folks: «Проводим сборы реже, но и число беженцев снизилось»

Александр Морозов и его команда с весны минувшего года занимается транзитными украинцами. То есть теми, кто оказался в Латвии, следуя в другое государство мира или Европы. Осенью к офису на автостанции добавился офис с одеждой и обувью для зарегистрированных в Латвии.

«У нас все стабильно. Если что-то и поменялось, то это количество транзитных беженцев. В минувшем году за день мы принимали до 150 человек, рассказывает Александр. Теперь столько людей приходит к нам в месяц. Потребности те же: помочь с местом ночевки на несколько дней, если человек вынужденно должен остаться здесь, с билетами, питанием на короткое время и одеждой, если нужно».

из архива Young Folks

Руководитель Young Folks отмечает, что в 2023 году организация проводит меньше сборов: «Раньше, если нам нужны были финансы, мы размещали посты в Facebook или кидали клич среди своих. И деньги быстро собирались. В постоянном режиме сбора донатов мы теперь не проводим — нет такой потребности. Продолжаем на постоянной основе сотрудничать с торговой сетью Maxima, предпринимателями торгового центра Origo и рестораном «Борщ». Благодаря им у нас есть чем накормить транзитных украинцев и удается иметь запас для помощи на несколько месяцев вперед».