Третья международная биеннале современного искусства RIBOCA, которая должна была начаться в Риге 10 августа 2023 года, объявила о приостановке проекта.
На сайте биеннале это решение названо «трудным». В заявлении RIBOCA говорится: «Несмотря на наше взаимодействие с местным культурным сообществом в течение последних семи лет и попытки пересмотреть нашу структуру финансирования после начала войны, похоже, что наследие наших исполнительных директоров, среди которых, помимо латышей и литовцев, есть и россияне, является чем-то слишком значительным, чтобы это можно было преодолеть…»
Подробностей того, что именно стало ключевой причиной отмены биеннале, пока нет. Возможно, проведению мероприятия каким-то образом помешало российское происхождение основательницы и главы биеннале Агнии Миргородской, а также ее отца, до прошлого года главного спонсора RIBOCA Геннадия Миргородского.
RIBOCA — частная инициатива, которая c самого начала финансировалась Миргородским. Он возглавляет Северо-Западный рыбопромышленный консорциум — некоммерческую организацию, объединяющую крупнейших игроков на российском рынке добычи краба. Бизнесмен вошел в список 50 россиян с наибольшими доходами от дивидендов за 2019-2021 годы по версии российского Forbes. При этом RIBOCA — не единственный проект Геннадия Миргородского в области культуры: в юности он снимал клипы группам «ДДТ» и «Алиса», а потом был продюсером 3D-мюзиклов в Москве и Санкт-Петербурге.
После начала полномасштабной российской агрессии в Украине организаторам биеннале стало понятно, что от этого источника финансирования придется отказаться.
Фонд «Рижская биеннале современного искусства», который организует RIBOCA, 24 февраля 2022 года прекратил принимать средства из Российской Федерации. Для финансирования проекта создали специальный фонд Just a Moment, который зарегистрирован в США и получает доходы от строительных и инвестиционных проектов. Фондом занимается муж Агнии, нью-йоркский финансист в сфере недвижимости Бобби Покора.
«Идея этого фонда принадлежала моему мужу, — рассказывала Агния в интервью Rus.nra.lv в мае. — Он очень интересуется современным искусством и с самого начала биеннале был рядом со мной, чувствовал сопричастность к этому проекту. Когда мы решили менять источник финансирования, супруг сам предложил мне этот сценарий».
Таким образом российские деньги из этого проекта были полностью устранены. Что касается отношений с Россией, то их у Агнии, по ее словам, практически нет. «Я уехала из России почти 15 лет назад и не была там много лет, — рассказывала она в том же интервью. — Все мои связи с Россией практически разрушились, и у меня просто не было поводов туда ездить. Да, в моей душе всегда будет жить романтически-ностальгический образ родного Петербурга, но с современной российской реальностью никаких точек соприкосновения у меня нет». Миргородская живет с мужем в Лондоне. Сейчас пара ждет второго ребенка — первый родился 2,5 года назад.
Редакция Rus.nra.lv обратилась за комментарием к Янису Зузансу, латвийскому коллекционеру и меценату, владельцу музея Zuzeum. «Меня поразило, насколько лицемерна большая часть латвийской художественной среды. В своих проектах она проповедует инклюзивное общество. А в реальной жизни занимается моббингом и культурой отмены, всеми силами пытаясь уничтожить конкурента — Рижскую международную биеннале современного искусства как институцию, цинично прикрываясь войной, — отметил он. — Аргумент «мы вам не верим», когда речь идет о происхождении денег, в правовом обществе не является аргументом. Манипуляция поверхностными фактами и фамилиями, которые выстраиваются в выгодные схемы, которые могли бы пригодиться в качестве доказательств, — тоже не аргумент в правовой демократии. Упреки в том, что RIBOCA не выразила осуждения войне, в данном случае просто «не работают», поскольку именно этот орган основал и развил центр помощи украинским военным беженцам Common Ground».
За время своего существования RIBOCA обозначила Ригу на карте европейского искусства — создавая выставки признанных профессиональных кураторов, на которых балтийские художники представлены наряду с известными в международном масштабе фигурами, отмечает Зузанс. Эти выставки стали важным событием в локальном пространстве, о чем свидетельствует и их высокая посещаемость. При этом Зузанс согласен с тем, что стартовые позиции RIBOCA, безусловно, были выгодными, поскольку игровое поле в какой-то степени пустовало.
«Вопрос, который возникает сегодня, — как это будет способствовать развитию? Каковы следующие реальные шаги, которые позволят Риге включиться в международные художественные процессы, тем самым способствуя узнаваемости наших художников и развитию арт-процесса здесь? Будем честны — профессиональная арт-среда является лишь небольшим «пузырем». Есть ли у нас блестящий план, как сплотить хотя бы этот самый «пузырь», который тоже фрагментирован, как разговаривать между собой, сотрудничать в совместных проектах, когда RIBOCA будет уничтожена? Если бы у нас был такой план, в Риге давно был бы музей современного искусства и RIBOCA не была бы этой возможностью “мягкой силы”, в которой ее упрекают».
Рижская биеннале современного искусства срывается уже во второй раз. Предыдущую RIBOCA, которая должна была пройти летом 2022 года, отменили из-за войны. Организаторы направили все силы и средства на помощь украинским беженцам и создание центра Common Ground.
«В первый же день войны встал вопрос: что нам делать? — рассказывала Агния rus.nra.lv. — Нас буквально парализовало, мы не знали, куда двигаться дальше. Но желание быть полезными, сделать что-то продуктивное привело нас к идее создать Common Ground. Я думаю, что этот центр помощи украинским беженцам помогал в первую очередь нам самим. Иногда поддержать других — это единственный способ справиться со своей внутренней болью».
Центр Common Ground организовали и оборудовали в начале 2022 года меньше чем за две недели. Он ориентирован на детей и взрослых всех возрастов и предлагает бесплатные уроки рисования, йоги, языковые курсы, а также психологическую, эмоциональную и социальную поддержку.
В последнем заявлении RIBOCA сказано: «Мы по-прежнему привержены делу мира и единства, продолжаем решительно осуждать нападение России на Украину и солидарны со всеми, кто призывает к немедленному прекращению войны».
В программе RIBOCA-3 планировалось участие нескольких украинских художников.
Похоже, что это название оказалось пророческим: «российский след» в биографии создателей биеннале стал именно таким «Слоном в комнате».
Министерство культуры Латвии пока не комментировало отмену Рижской биеннале Riboca. Как только Rus.nra.lv получит ответ министерства на наш запрос о причинах и последствиях происходящего — мы вернемся к этой теме.