Спустя почти 20 лет после вступления в Евросоюз уровень жизни в Латвии по-прежнему является одним из самых низких среди всех стран-участниц. Rus.nra.lv изучил новое исследование Европейской комиссии.
Новый обзор Еврокомиссии показывает, насколько по-разному восстановившие независимость страны с коммунистическим прошлым сумели использовать полученные от Евросоюза инструменты поддержки, ломая, в том числе, представление о схожести балтийской «тройки».
Европа разных скоростей
Главные проблемы Латвии, как следует из новейших данных Eurostat, обобщенных в исследовании «Европейские условия жизни. Издание 2023», — это бедность и социальное неравенство. В наиболее уязвимом положении оказываются латвийцы старше 65 лет, женщины и люди с инвалидностью.
Коэффициент Джини, который показывает степень неравенства распределения доходов среди различных групп населения, в Латвии в 2022 году был равен 34,3%. В идеально справедливом обществе коэффициент Джини должен равняться нулю, поэтому чем больше социально-экономический разрыв, тем выше этот показатель.
Интересно, что последние годы наиболее справедливое распределение доходов наблюдается в некоторых странах Восточной Европы с постсоциалистическим прошлым: в Словакии коэффициент Джини равен 21,2%, в Словении — 23,2%, в Чехии — 24,8%. Совсем иная картина в Латвии, Литве и Болгарии: там индексы неравенства достигают 34-38%. А вот Эстония сумела почти приблизиться к среднеевропейским параметрам с показателем 31,9%.
В странах Северной и Западной Европы, имеющих традиционно высокие налоги для богатых и щедрые социальные гарантии для нуждающихся, коэффициент Джини стабильно удерживается в диапазоне 25-27% — это характерно для Финляндии, Швеции, Дании, Нидерландов, Бельгии, Австрии.
Пенсия — не гарантия
Под угрозой бедности и социальной изоляции в 2022 году находился каждый пятый житель Евросоюза. Самая высокая доля людей, подверженных риску нищеты, была зафиксирована в Румынии (34,4 %) и Болгарии (32,2 %). В Латвии, Литве и Эстонии в среднем на пороге бедности стоит каждый четвертый (24,8-25%), однако в Латвии и Литве в особо незащищенном положении оказываются женщины: гендерная разница в данном показателе превышает 6 процентных пунктов, и это самый большой разрыв по ЕС. Для сравнения: в Дании доля женщин и мужчин, сталкивающихся с риском бедности, отличается только на 0,8 процентного пункта.
Меньше всего угроза острой нищеты проявляется вновь в странах Восточной Европы: в Чехии доля людей на пороге бедности составляет 11,8%, в Словении — 13,3 %, в Польше — 15,9%.
Анализируя различные возрастные группы, исследователи Еврокомиссии отмечают, что в странах Балтии от бедности чаще страдают пожилые люди. И это сильно отличает регион от стран Южной Европы (Румынии, Болгарии, Испании, Италии), где проблема нищеты более актуальна для детей и подростков (обычно речь идет о многодетных семьях).
Женская доля
В Латвии, в отличие от многих других европейских стран, с финансовыми трудностями часто сталкиваются работающие люди. Особенно женщины. Каждая десятая латвийская женщина, имея работу, подвержена риску нищеты. Для сравнения: в Финляндии в подобном положении оказывается только каждая 50-я работающая женщина.
Страны Балтии также традиционно являются тем регионом, где люди, согласно самооценке, имеют худшие показатели здоровья. Cогласно опросу Eurostat, в 2021 году о наличии хорошего здоровья заявили только 54,6% латвийских респондентов мужского пола и 46,1% латвийских респондентов женского пола. В Литве хорошим самочувствием могут похвастаться 52,3% мужчин и 45,0% женщин, в Эстонии — 60,5% и 56,3% соответственно. В среднем по ЕС эти показатели составляют 71,8% и 67,3%. Латвия, к слову, опять лидирует тут по величине гендерного разрыва не в пользу женщин. Свое здоровье как плохое оценивает каждый десятый житель Латвии.
Самая высокая доля людей, заявивших об инвалидности, в 2022 году также наблюдалась в Латвии — 38,5% от всего взрослого населения. Для сравнения: на Мальте эта доля респондентов составляет 15,1%, в Болгарии — 14,6%. Почти во всех странах ЕС женщины чаще признаются в наличии серьезных медицинских проблем. Но самый большой гендерный разрыв зафиксирован снова в Латвии, а также в Румынии и Португалии (8,9-9,4 процентного пункта). Всего в 2022 году 27% европейцев в возрасте 16 лет и старше сообщили о наличии какой-либо инвалидности.