Оказалось, что жителям России не свойствен слепой милитаризм, но большой авторитет для них имеет мнение Путина.
Журнал Science Advances опубликовал исследование политологов из Орхусского университета Джейкоба Толструпа и Сутана Кришнараяна. Они провели его в 2021 году, но опубликовали только сейчас, спустя почти два года после начала войны в Украине.
В рамках эксперимента ученые предлагали его участникам, четырем тысячам жителей России из разных регионов, отреагировать на выдуманные ими инфоповоды: например размещение баллистических ракет на границе с Россией или полный запрет для русскоязычных жителей страны изучать русский язык в школе. События «новостей», которые выдумали ученые, якобы происходили в Латвии и Грузии.
Выяснилось, что россияне не хотят войны с Латвией и Грузией ради защиты идеологических ценностей. Например, в качестве предлагаемой респондентам гипотетической ситуации фигурировала выдуманная «новость» о том, что в Латвии поменяли цвет паспортов, чтобы он не был похож на российский. Большинство участников опроса сказали, что это не повод для агрессии в адрес Латвии. Автор исследования, профессор департамента политологии Орхусского университета Джейкоб Толструп считает, что это хороший признак: россияне демонстрируют благоразумие и понимают, что отвечать силой можно только на применение силы. Это главный вывод исследования.
Однако когда речь шла об ответе на размещение баллистических ракет на границе, отвечающие не задумывались о том, что Латвия — это страна NATO и военный конфликт с ней существенно опаснее, чем военный конфликт с Грузией.
При этом, отмечают ученые, согласно данным опроса, большое значение для россиян имеют слова Владимира Путина и его пропагандистов. В рамках эксперимента они вместе с выдуманными новостями показывали респондентам выдуманные цитаты российского президента: в одном случае он «поддерживал» силовой ответ на конфликт, в другом случае «успокаивал» россиян. «Слова Путина» о необходимости силой защищать национальные интересы за границей вызывали больше сочувствия у опрошенных, чем слова, которыми он «призывал» к спокойствию и мирному разрешению конфликта.