Судебные исполнители в Латвии много лет славятся своим жестким подходом к должникам. Арест счетов в банке и имущества, его продажа, списание средств со счетов, большие штрафы, отсутствие нормальной системы уведомлений о предстоящих санкциях и высокомерное отношение. Очередная такая история произошла с жителем Огре, который обратился в нашу редакцию, а мы – в Бюро Омбудсмена.
Язепс из Огре захотел снять деньги из банкомата. Но обнаружил, что его счет заблокирован. В банке клиенту пояснили, что счет заморожен по требованию судебного исполнителя ради погашения задолженности.
Пособие от самоуправления и пенсия по инвалидности в 209 евро — единственные источники выживания для Язепса, который получил статус нуждающегося: «Я сидел в тюрьме. Три года назад вышел на свободу. Перенес инфаркт, инсульт. Получаю пенсию по инвалидности и из этой суммы должен отдать еще за жилье 130 евро и заплатить за лекарства», - позвонил в панике Язепс в нашу редакцию.
По его словам, пока он выяснял ситуацию в банке, у него не только был заблокирован остаток пенсии, но и откуда-то взялся долг — минус 80 евро. «Неужели человека можно лишить и пенсии, и пособий?», — недоумевал он.
Kontekst.lv обратился в Бюро Омбудсмена с просьбой прокомментировать ситуацию с судебным исполнителем.
«Этот и подобные случаи чаще всего свидетельствуют о том, что должник своевременно не сообщил присяжному судебному приставу о своем материальном положении», — пояснил представитель Бюро Эдгарс Лакутс.
В статье 596 Гражданско-процессуального закона перечислены суммы, на которые запрещено налагать взыскание, в том числе на государственные и муниципальные социальные выплаты. Поэтому, если такие выплаты — единственный доход человека, ему следует немедленно сообщить об этом исполнителю и попросить его не налагать взыскание на эти средства, пояснили в Бюро Омбудсмена.
Одновременно, должник вправе просить исполнителя разблокировать расчетный счет, мотивируя это сложившимися обстоятельствами, когда у должника нет таких денежных средств, с которых можно было бы произвести погашение. Однако удовлетворит ли судебный пристав ходатайство должника о размораживании расчетного счета — будет зависеть от обстоятельств конкретного дела и решения самого исполнителя, — отметил Лакутс.
Если лицо не удовлетворено решениями или действиями исполнителя, оно имеет право подать жалобу в суд в соответствии со статьей 632 Гражданско-процессуального закона.
Но насколько правомерны действия судебного исполнителя, наложившего взыскание на пенсию по инвалидности? Kontekst.lv обратился в Совет судебных исполнителей Латвии. «Пенсия по инвалидности при взыскании долга приравнена к обычной пенсии», — заявили в Совете.
Что же с Язепсом? «В итоге с моей пенсии будут удерживать по 25 евро в месяц. При этом при трансакции денег банк списал 9 евро. При моих доходах это существенная сумма», — рассказал Язепс.
Он не скрывал возмущения деятельностью судебного исполнителя. «Инвалидная пенсия — мой единственный источник дохода. Я пытался связаться с исполнителем, объясниться, но она слишком высокомерно отнеслась к моим проблемам. И заявила, что “мне хватит и 180 евро”. Поэтому сейчас с помощью друга я собираю счета и выписки, и готовлюсь подать на решения исполнителя в суд», — заявил Язепс.