Совет Европы отметил, что Латвия, по сути, проигнорировала рекомендации «к немедленному исполнению», разработанные к Рамочной конвенции по правам национальных меньшинств.
Четвертое мнение Консультационного комитета Совета Европы было направлено в Латвию в октябре прошлого года и включало в себя и ссылки на войну России в Украине, и оговорки о демографической ситуации в Латвии, и мнение самой Латвии по поводу исторических событий, связанных с советской оккупацией. Помогло ли это национальным меньшинствам? Нет — потому что Латвия проигнорировала рекомендации Совета Европы.
Что не понравилось комиссии?
Чтобы в Латвии приняли во внимание их мнение, Консультационный комитет Совета Европы полностью признал законные опасения страны по поводу национальной безопасности, вызванные агрессией Российской Федерации против Украины. Но в комментарии отмечается, что общественный дискурс не всегда различает действия Российской Федерации и лиц, принадлежащих к русскоязычному национальному меньшинству. «Это приводит к неоправданным ограничениям доступа к правам меньшинств, которые находятся под защитой Рамочной конвенции», — говорится в документе.
Также Совет Европы указывает, что власти Латвии существенно усилили эксклюзивный нарратив о латышской национальной идентичности и ее неразрывной связи с латышским языком вместо того, чтобы подчеркнуть чувство принадлежности к многоэтнической и многоязычной гражданской нации. Особой критике подверглась реформа по переходу образования на латышский язык и вытеснения русского языка из образовательного процесса.
Если реализация реформы произойдет в соответствии с начатым планом, латвийская система образования меньшинств — не только русских — больше не будет соответствовать требованиям положений Рамочной конвенции о равном доступе к образованию, о праве создавать частные учебные заведения для меньшинств и праве на обучение языку меньшинства или получение образования на этом языке. Об этом Консультационный совет предупреждает правительство Латвии.
Европейский орган также не одобрил сокращения и в дальнейшем полного закрытия общественного вещания на русском, запрет на русскоязычную предвыборную рекламу и прекращение использования русского языка на сайтах госучреждений.
Рекомендации совета касаются не только жителей Латвии с родным русским языком, но и латгалов, и ромов, и белорусов.
Какие еще были претензии у Комитета?
Совету Европы не понравилось также прекращение преподавания в Латвии на белорусском языке. Исключение касаются лишь небольшого числа учебных заведений с преподаванием на украинском и польском языках. Однако в свете изменения латвийского законодательства не совсем ясно, как будет выглядеть образование на польском и украинском языках в будущем.
Эстонский, немецкий, литовский и иврит уже преподаются только как отдельные предметы в соответствующих школах, отмечает Консультационный комитет.
Если реализация реформы образования произойдет в соответствии с изначальным планом, латвийская система образования меньшинств больше не будет соответствовать требованиям положений европейской Рамочной конвенции о равном доступе к образованию.
Доступ к образованию по-прежнему остается проблемой для детей народа рома. Отмечено, что министерство образования и науки контролирует зачисление в школы и успеваемость детей рома только раз в три года, что влияет на поступление актуальных данных. Особенно это касается детей с «особыми образовательными потребностями», которые до недавнего времени в основном помещались в специальные школы.
«С переходом к инклюзивному образованию число детей рома в немногих оставшихся специальных школах снизилось, но неясно, как в обычных условиях заботятся о детях, действительно нуждающихся в поддержке в школе», — отмечается в заключении Комитета.
Кроме того, отмечается, что несмотря на то, что власти Латвии приняли меры по борьбе со стереотипами и предрассудками и противодействию проявления ксенофобии в обществе, негативное отношение к лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам по-прежнему широко распространено.
Какие рекомендации все же были выполнены?
В качестве положительных изменений в комментарии Консультационного комитета отмечено автоматическое присвоение гражданства Латвии новорожденным детям.
Позитивные шаги были предприняты также для укрепления статуса ливов как коренного народа. Ливский язык, как язык автохтонного народа, не подпадает под ограничения использования относительно языка меньшинств. «В качестве долгожданного шага по сохранению и популяризации языка, находящегося под угрозой исчезновения, по всему ливскому побережью устанавливаются топографические указатели на ливском языке», — указывается в мнении Консультативного комитета Рамочной конвенции.
В свою очередь, латгалы не рассматриваются латвийскими властями как национальное меньшинство и не выразили желания быть признанными таковыми. Однако известно, что они приветствовали бы дальнейшую поддержку их культуры и языка. Латгальский язык признан историческим вариантом латышского языка, и его защита также была усилена Законом об исторических землях Латвии от 2021 года
Была замечена и щедрая поддержка, которую получает на культурные цели народ рома. «Пять посредников рома, работающих в муниципалитетах, играют важную роль в поддержке семей рома, но статус их занятости ненадежен. Важные социальные вопросы, такие как барьеры для доступа к образованию, качество жилья, доступность здравоохранения и отсутствие участие в трудоустройстве также остаются недостаточно рассмотренными», — отмечает Консультационный комитет.
А что со статусом неграждан?
Как отмечается в документе Консультационного комитета Совета Европы, число «неграждан» в Латвии еще больше сократилось: с 214 206 человек в 2018 году до 175 401 в 2023 году, но по-прежнему составляет 9% населения страны. Примерно 45% жителей, зарегистрированных как неграждане, — это белорусы, 30% — украинцев и 26% — русские. 47% постоянных жителей страны, имеющих статус негражданина, родились в Латвии.
Осталось неизменным и правовое положение постоянных жителей, имеющих статус неграждан. Неграждане, принадлежащие к национальным меньшинствам, пользуются широким спектром прав в Латвии, но лишены возможности работать в ряде государственных ведомств, полиции и вооруженных силах, а также лишены прав участия в выборах или голосования в парламентских и местных органах власти, а также не имеют доступа к определенным социальным льготам.
«К сожалению, ни одна из рекомендаций о немедленных действиях, вынесенных в ходе третьего цикла мониторинга, не была реализована, — отмечается в документе. — Первая рекомендация Консультативного комитета о немедленных действиях касалась содействия интеграции общества как двустороннего процесса и необходимости создания специальной структуры для координации политики социальной сплоченности во всех соответствующих секторах».
В Совете Европы рекомендуют Латвии расширить свой подход к интеграции помимо содействия использованию латышского языка, уделить больше внимания межкультурному диалогу и правам меньшинств, тем самым укрепляя чувство принадлежности к латвийскому обществу среди всех, включая лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, при этом позволяя выражение и продвижение идентичности меньшинств.
Латвия может выйти из Рамочной конвенции, раз в Европе не прислушиваются к ее доводам?
Правительство Латвии уже подало свои комментарии к мнению Консультационного совета ЕС.
«На мой взгляд, их можно свести к пункту 11: “Латвия сожалеет, что Консультационный комитет не понимает или не хочет понимать историческую ситуацию в Латвии”. Соответственно, можно ожидать, что и новые рекомендации не будут исполнены», — прогнозирует юрист Европарламента от фракции Greens/EFA Алексей Димитров.
По его мнению, резонно возникает вопрос: зачем было ратифицировать Рамочную конвенцию в 2005 году, если исполнять её не собирались и не собираются?
«”Историческая ситуация” закончилась более 30 лет назад и была прекрасно известна на момент ратификации почти 20 лет назад», — отмечает он.
Действительно, если посмотреть на текст Рамочной конвенции, большое количество норм дублирует нормы Европейской конвенции по правам человека. Это запрет дискриминации, враждебности и насилия, декларация свободы мнений, собраний и ассоциаций, свободы вероисповедания, свободы выражения мнения, поддержка использования своего языка в уголовном процессе. Для защиты этих прав дополнительная Рамочная конвенция не нужна, говорит Димитров.
«Если же говорить о правах меньшинств, которые Рамочная конвенция гарантирует особо, то я не вижу ни одного пункта, который бы соблюдался в Латвии в той же степени, что и в других государствах, ратифицировавших Рамочную конвенцию. Это касается права на свободный выбор идентичности, государственную поддержку сохранения идентичности, право на создание своих медиа, право на использование собственного имени, право на использования своего языка в публичной информации, право на использование своего языка в образовании — частном и общественном. Особняком стоят права на использование своего языка в общении с властями и топографических указателях. Здесь коллизия — Латвия включила особую декларацию при ратификации, но Консультационный комитет не признает ее, поскольку она сформулирована слишком общо», — поясняет юридический советник.
По мнению Димитрова, рекомендации Консультационного комитета могут пригодиться, если к ним будут прислушиваться суды. Например, 19 и 24 марта латвийский суд будет рассматривать дела о новой языковой реформе в школах для национальных меньшинств.
«Если и тогда Конституционный суд не обратит внимание на аргументы Консультационного комитета, то впору задуматься о денонсации Рамочной конвенции, которая всё равно правовой ситуации не меняет», — резюмирует Алексей Димитров.
Рамочную конвенцию по правам национальных меньшинств не подписали и не ратифицировали Франция, Монако, Андорра. Подписали и не ратифицировали Бельгия, Греция, Исландия. Из стран не членов ЕС, конвенцию подписала в 1996 и ратифицировала в 1998 году Российская Федерация. Документ был денонсирован РФ 3 января 2024 года.