Среда, 27 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

В Литве боятся «агентов Путина»

Дарья Суворова-Гарибьян © Татьяна Борисова

Сейм Литвы в окончательном чтении принял закон «Об ограничительных мерах в связи с военной агрессией против Украины». Для россиян ужесточили порядок выдачи разрешений на проживание и виз. Но запрет на гражданство, породивший больше всего дискуссий в литовском обществе, для россиян и белорусов не ввели.

Россиянам будет сложнее получить разрешение на проживание и визы в Литве. Согласно второй и окончательной редакции законопроекта, принятого сегодня, 4 апреля литовским Сеймом, граждане России больше не смогут подавать заявления на ВНЖ и визы из-за пределов Литвы через визовые центры. Делать это можно будет только через посредничество литовского МИДа или посольств. Исключения предусмотрены для тех, кто уже имеет действующую литовскую визу или вид на жительство Литвы или другого государства Евросоюза. Въехать в Литву гражданам России тоже будет труднее: если они решат напрямую пересечь границу между двумя странами, им предстоит тщательная индивидуальная проверка.

Из законопроекта полностью исключили пункт об ограничениях в предоставлении гражданства россиянам и белорусам, против которого восстали представители российского и белорусского сообщества и прогрессивные депутаты Сейма. Но зато документ вводит запрет на приобретение недвижимости для россиян. Он не распространяется только на тех граждан России, которые имеют постоянный или временный вид на жительство в Литве или получают недвижимость в порядке наследования.

Ограничено и право россиян и белорусов ввозить или вывозить наличные украинские гривны в Литву. Законопроект коснулся также электронных подписей и удаленного доступа к госуслугам: резиденты Литвы с российским и белорусским гражданством лишатся возможности ими пользоваться, если у них нет вида на жительство.

В случае если президент Литвы подпишет законопроект, он вступит в силу 3 мая 2023 года и будет действовать один год. Затем действие документа может быть продлено.

В отличие от первого чтения, в котором законопроект приняли без единого голоса против и в полном молчании, сегодняшнее чтение сопровождалось дискуссией и обсуждением правок.

Главный аргумент автора закона, председателя Комитета по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы Лауринаса Кащунаса (консервативная партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы»), заключался в том, что россияне представляют угрозу национальной безопасности Литвы и несут ответственность за военную агрессию России в Украине. Но депутат от партии «Порядок и справедливость» Пятрас Гражулис, напротив, настаивал, что именно в связи с войной нужно поддерживать россиян и белорусов, предоставлять им возможность не оставаться в своих странах и не работать на благо диктатуры.

Возражения против законопроекта были и у других парламентариев. «Напрасен страх, что в Литву приедут агенты Путина. Они и так были и есть — даже с паспортами Литвы. Этот закон никак им не навредит. Мы только навредим демократии», — заявил другой депутат от партии «Союз Отечества» Кестутис Масюлис. Вице-спикер Сейма из партии Социал-демократов Юлиус Сабатаускас отметил, что вводимые меры непропорциональны и являются дискриминацией по гражданству.

Что думают россияне и белорусы

Корреспондент nra.lv расспросила живущих в Литве россиян и белорусов о результатах слушания в Сейме и встретила недоумение и озабоченность. Сейчас откровенных причин протестовать против закона нет. Но нет и уверенности в том, что можно будет без проблем продлить визу или получить ВНЖ.

Еще 21 марта российское и белорусское сообщество запустило петицию в Сейм с просьбой внести изменения в законопроект, она собрала 1800 подписей. Представительница инициативной группы Дарья Суворова-Гарибьян рассказывает, что живет в Литве уже 10 лет и считает ее своим домом. Она успела подать документы на получение гражданства как раз накануне первого обсуждения законопроекта. После итогового слушания ограничения для девушки сняты. Однако будут трудности с воссоединением семьи: мать Дарьи живет в России, и по новым правилам получить визу она сможет только при содействии Министерства иностранных дел Литвы.

«Это несправедливо по отношению к простым людям, желающим воссоединиться со своими семьями. Я понимаю обеспокоенность местного общества и считаю, что правильной мерой было бы, например, вводить больше проверок. Мы ведь заинтересованы в безопасности так же, как и граждане Литвы, мы постоянные жители здесь», — говорит Суворова-Гарибьян.

Девушка добавляет, что несмотря на это, благодарна местным политикам за то, что они услышали россиян и белорусов: «Конечно, была сделана огромная работа, создана петиция, написаны письма — но это все было бы бесполезно, если бы местные власти не желали вести с нами диалог. Я молодой человек, далекий от политики, и очень счастлива, что мои первые шаги в ней происходят в демократическом обществе, где мнение каждого имеет значение».

Граждане Беларуси 21 марта написали отдельное обращение в Сейм — с просьбой полностью исключить из законопроекта ограничения для себя. Авторы петиции опирались на опросы, согласно которым большинство белорусов не поддерживают российское вторжение в Украину. Сегодня Сейм убрал из закона все ограничения в отношении граждан Беларуси, кроме пункта об электронных подписях. Но законопроект все равно может коснуться белорусов: бывают ситуации, когда жители других стран имеют российское гражданство, хотя и не связаны с Россией.

Такая история у Георгия, специалиста в сфере IT. Молодой человек приехал в Литву восемь лет назад из Беларуси, до этого восемь лет жил в Украине, а родом он из Узбекистана. Гражданство у Георгия российское, хотя он никогда не жил в этой стране. Сейчас у него постоянный вид на жительство, он знает литовский язык и интегрирован в литовское общество. «Литва — это мой дом, моя новая маленькая родина. И несмотря на ограничения, я все равно буду оставаться в Литве», — говорит Георгий.

Эмигрировавший из России Виктор Воронцов получил два отказа на получение литовского гражданства в 2018 году, но затем все-таки добился гражданства. Он также отмечает отличия литовского общества от российского. «Меня очень мотивировало то, что люди не стали молчать. Я всегда сравниваю Литву и Россию. И в России такая реакция народа на плохой не проработанный закон просто невозможна», — отмечает Виктор. Несмотря на трудности, получение гражданства Литвы для Виктора было принципиальным: «Я знаю, как живут в России, я жил там. И я знаю, как живут люди в Литве. Для меня однозначно жизнь в Литве оказалась более справедливой».