Среда, 27 ноября
Рига +6°
Таллинн +7°
Вильнюс +4°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

И Пиленсу, и Ринкевичсу может не хватить голосов, шансы Пинто близки к нулю

© Neatkarīgā

В представленных в Сейме политических кругах начались напряженные переговоры о голосах, необходимых кандидатам на пост президента страны. В настоящий момент реальными претендентами считаются выдвинутый «Новым Единством» министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс и выдвинутый «Объединенным списком» предприниматель Улдис Пиленс.

Особую активность сейчас проявляет «Новое Единство», которое, с одной стороны, «обрабатывает» ведущих политиков «Объединенного списка», уговаривая их отказаться от продвижения Улдиса Пиленса и проголосовать за Эдгарса Ринкевичса. «Новое Единство» обосновывает свою позицию необходимостью сохранить коалицию и намекает в случае непослушания исключить «Объединенный список» из коалиции.

Одновременно «Новое Единство» ведет переговоры с Союзом зеленых и крестьян, чтобы добиться от этой фракции благоприятного для Ринкевичса голосования. Мечта «Нового Единства» — уговорить Союз зеленых и крестьян отдать свои голоса даром — то есть ничего не предложив им взамен. Но Союз зеленых и крестьян к такому не готов и требует как минимум место в коалиции и хотя бы один солидный министерский пост. Если в конце концов «Новое Единство» согласится на это, то для того, чтобы разбавить влияние Союза зеленых и крестьян, они охотно втянули бы в коалицию идеологически им более симпатичных «Прогрессивных». В свою очередь «Объединенный список» мог бы выбрать: оставаться ли в правительстве, лишившись одного министерского портфеля, или нет. Так что нельзя исключать, что весь процесс в конце не увенчается своеобразной «радужной коалицией».

Опрошенные депутаты упомянутых фракций сейчас крайне неразговорчивы. Каждый из них надеется выжать из ситуации максимальную для себя выгоду. В конце концов, есть чем торговать, и есть за что торговаться.

Шансы Пиленса на волоске

Улдис Пиленс, даже если за него проголосует «Объединенный список» и дружными рядами вся оппозиция (без «Прогрессивных»), может получить голоса 51 депутата. С «Прогрессивными» получается даже 61 голос. Этого было бы достаточно для того, чтобы стать президентом страны, но в монолитно единодушной поддержке всей оппозиции следует очень и очень сомневаться.

Правящее «Новое Единство» выпрыгнет из штанов, но сделает все возможное, чтобы «закопать» Пиленса — еще лучше, если удастся это сделать руками самого «Объединенного списка». Может случиться, что Улдису Пиленсу для того, чтобы стать президентом страны, не хватит лишь одного голоса. Ситуация похожа на ту, которую мы наблюдали в 6-м Сейме — тогда Зиедонису Чеверсу не хватило одного голоса, чтобы стать премьером, так как депутат Виктор Калнберзс за него не проголосовал. Кто будет «Калнберзсом» 31 мая?

Если Улдиса Пиленса проваливают в первом туре, то в следующем туре президентских выборов инициативу получает Эдгарс Ринкевичс, и начнется уже другая игра. Тогда Ринкевичсу уже «полагаются» голоса «Нового Единства», Национального объединения и «Прогрессивных», но этого недостаточно, так как голосов всего 49. Значит, надо снова попытаться убедить «Объединенный список», чтобы тот больше не думал о Пиленсе, а присоединился к группе поддержки Ринкевичса.

«Объединенный список» может заупрямиться (а пока похоже, что именно так), и поэтому «Новое Единство» уже заранее создает эскиз варианта В — призвать Союз зеленых и крестьян поддержать Ринкевичса. При таком варианте выборы президента фактически разрушают нынешнюю правящую коалицию, придется создавать новую, в которой уже нет «Объединенного списка», но есть Союз зеленых и крестьян. Тогда, наверное, и премьером будет кто-то другой, может быть, это даже не будет Кришьянис Кариньш. Но таким способом «Новое Единство» может рассчитывать «сохранить лицо». Если же президентом станет Пиленс, то на лице «Нового Единства» будут видны уродливые шишки и синяки — избрание президентом Пиленса станет для «Нового Единства» жестоким поражением.

Курс: неизменная стагнация

Эгилс Левитс честно заработал свой исторически самый низкий среди бывших президентов рейтинг, время от времени выступая с потрясающе циничными или странными заявлениями. Надо полагать, что в этом смысле ни Эдгарс Ринкевичс, ни Улдис Пиленс, ни Элина Пинто не смогут его превзойти. Но если президентом станет Эдгарс Ринкевичс (или Элина Пинто), то в политическом поле Латвии ничего не изменится. И здесь речь не идет о внешнеполитическом курсе Латвии, который не надо менять, а об отношениях власти и общества. У нас существует довольно большой разрыв между высокомерной государственной властью и обществом, которое чувствует, что его не слышат. От Пиленса можно ожидать, что он спустится ниже к земле, будет больше настроен на диалог с народом, чем Ринкевичс (или Пинто).

Несомненно, что с обязанностью представлять Латвию на международном уровне Ринкевичс справится не хуже, чем он делает это сейчас, будучи министром иностранных дел. Пиленс в этом смысле был бы новичком, но вряд ли не справился бы. И, конечно же, Пиленс не изменил бы внешнеполитичесий курс страны, это была пропагандистская выдумка и прощальный выкрик Эгилса Левитса, который понял, что переизбрание ему «не светит».

Но у Пиленса, возможно, есть и другие качества — он пришел из предпринимательской среды, он лучше ориентируется в финансовых и налоговых проблемах. Да, Сатверсме не предусматривает для президента много функций в этих сферах, но все же время от времени он мог бы возвращать на повторное рассмотрение Сейму какой-нибудь «бракованный» закон. И со своим взглядом эксперта и авторитетом президента он мог бы иногда советовать что-нибудь такое, что пошло бы на пользу всему народному хозяйству.

Латвийский «политикум» иногда удивляет. За кулисами постоянно ведутся переговоры, но предыдущие договоренности также постоянно отменяются. Был вполне реальный вариант с Валдисом Домбровскисом — призвать его занять президентское кресло, чтобы «спасти страну». Но, как мы видим, сам Домбровскис не хочет, так как у него еще много работы в Европе.

Ринкевичс не совсем в своей тарелке

А пока Ринкевичс, на пути которого уже почти расстилают красный ковер, ведет себя не совсем так, как должен вести себя кандидат, искренне желающий занять пост. Эдгарс Ринкевичс заявил, что хочет видеть в Латвии намного более быстрые и динамичные действия и в области народного хозяйства, и в сфере соблюдения стандартов прав человека. Если Сейм «окажет доверие», то он готов поддерживать соответствующие вопросы на высоком уровне в президентской повестке дня.

Несомненно, что под «соответствующими вопросами» о стандартах прав человека Ринкевичс подразумевает ратификацию Стамбульской конвенции, закон о гражданском союзе и права «всех семей». Услышав, что эти вопросы будут в приоритетной повестке дня президента, многие из партий — и входящие в коалицию, и находящаяся в оппозиции, едва ли тихо не застонали.

И ведь Ринкевичса никто за язык не тянул, он сам это особо подчеркнул. Но его мнение по этим вопросам давно известно, так зачем нужно было сейчас это особо акцентировать? Большинство 14-го Сейма ну никак не созрело для поддержки однополых инициатив Ринкевичса, и здесь уже вырисовывается будущий конфликт между президентом и парламентом. Слова Ринкевичса о том, что до 31 мая предстоит нелегкая работа, участие в дебатах, и что «ничего не гарантировано», также показывают, что он чувствует себя не очень хорошо в новом образе и с удовольствием остался бы на своем старом месте министра иностранных дел, где все знакомо и где он чувствует себя как рыба в воде.

Прогрессивная дама с португальской фамилией

Исчезла и прежняя интрига о том, что за даму выдвинут «Прогрессивные», и не будет ли это бывшая председатель Конституционного суда Санита Осипова.

Теперь мы знаем: Саниты Осиповой не будет, а будет Элина Пинто, о которой широкая общественность ничего не знает. Вряд ли «Прогрессивные» и сама Элина Пинто всерьез надеются, что какие-то обстоятельства могут совпасть так, что она станет президентом страны. Участие Пинто носит скорее олимпийский характер — ее теперь разрекламируют. Теперь публика узнает, что она училась в престижных зарубежных учебных заведениях, вышла замуж за португальца, была советником Эгилса Левитса, говорит на характерном для чиновников канцелярско правильном языке, немного разбавляя его метафорами («Мы плывем в новых бушующих морях, мы не будем жить, как раньше, но этого не надо бояться»).

То, что в числе кандидатов выдвинута и женщина, конечно же, очень мило, но похоже, что настоящая борьба будет происходить между мужчинами — между министром иностранных дел Эдгарсом Ринкевичсом и Улдисом Пиленсом. И сейчас действительно ничто не гарантировано. Переговоры продолжаются. Пока они идут, обществу не скучно. Интрига поддерживается.