Вторник, 26 ноября
Рига +7°
Таллинн +7°
Вильнюс +3°
kontekst.lv
arrow_right_alt Политика

«Метод Целминьша». Не разжигает ли ненависть исполнительный директор «Движения За!». Мнение

Микс Целминьш © F64

Член правления и исполнительный директор политической партии «Движение За!» Микс Целминьш публикует в социальных сетях записи, которые выглядят разжигающими ненависть. Руководство партии от них не только не отмежевалось, но отдельные члены правления партии, например Мария Голубева, их даже лайкнули. 

Публикация лживых историй стала популярна в соцсетях, когда в Интернете появилась возможность монетизировать свои действия. Оказалось, что больше всего «кликов» можно собрать за счет скандальных, почти невероятных, но легко зацепляющих людей новостей. Проблема лишь в том, что такие новости появляются редко, и когда они появляются, настоящие СМИ собирают все сливки общественного внимания.

Но как это обычно происходит в подобных случаях — быстро обнаружились ловкие мальчики и девочки, которые нашли способ «решить» эту проблему. Не нужно ни искать, ни ждать появления сенсационных новостей. Их надо выдумывать самим. И Латвию эта зараза тоже не обошла стороной. Самый известный из сочинителей фейковых новостей — Никс Эндзиньш даже был взят под стражу и получил реальный тюремный срок. Именно судьба Эндзиньша несколько охладила многих, кто хотел идти по этой дорожке. Ведь каждый раз, когда они выкладывают эти сказочки собственного сочинения в публичное пространство, приходится тщательно оценивать — нет ли там чего-нибудь уголовно наказуемого.

Микс Целминьш в этом плане балансирует на лезвии ножа. Сочиненные им «сказки» сильно тянут на статус «речи вражды». Это должны оценить компетентные органы, но, на мой взгляд, если «рассказы исполнительного директора «Движения За!» не разжигают национальную и расовую ненависть, то кто ее разжигает? Вот две истории, опубликованные в последнее время Целминьшем с хэштегом #naidamNE.

Первый: «Двое мужчин, граждане Латвии, сидят в парке на скамейке и вместе смотрят видео в телефоне, смеются и разговаривают между собой на русском языке. Неподалеку на соседней скамейке сидит пенсионерка. Через некоторое время пенсионерка встает, подходит к мужчинам и громким голосом сердито кричит, что «оркам и вате» в парке нет места, и что в Латвии надо говорить по-латышски и только по-латышски. И, уходя, плюет одному из мужчин на куртку. Оба мужчины в шоке, потому что ничего подобного не ожидали от сидящей рядом госпожи».

Вторая: «Раджан приехал в Ригу три месяца назад, он учится в вузе. Он практикует сикхизм и носит тюрбан — головной убор, который носят сикхские мужчины. Возвращаясь из вуза домой на трамвае, Раджан заметил, что за ним наблюдают и о чем-то разговаривают трое молодых людей. Когда трамвай остановился на остановке, и молодые люди направились к двери, чтобы выйти, один из них грубо и громким голосом что-то сказал Раджану по-латышски, второй толкнул его локтем, а третий, выпрыгивая из трамвая, сорвал с головы Раджана тюрбан».

Обе записи имеют несколько общих черт. Они не только чрезвычайно невероятны в латвийских условиях, но и абсолютно безличны. Нет ни малейшей конкретики, когда и где произошел «инцидент». Не упоминается ни парк, в котором латышская пенсионерка осмелилась плевать на двух мужчин в расцвете сил, ни вуз, в котором учится «Раджан», потому что тогда было бы легко идентифицировать этого человека и раскрыть ложь автора. Во всех случаях «плохой» — это латыш, а бедные жертвы — нелатыши.

Обе истории с небольшими поправками, скорее всего, взяты с британских левых сайтов, о чем косвенно свидетельствует нелатышская конструкция некоторых фраз. Но это уже мелочи, которые не меняют сути дела.

Метод Целминьша — сам создай проблему, а потом борись с ней — не является его личным изобретением. Этот метод популярен у радикалов всех оттенков, если нет фактов, которые подтверждали бы желаемое явление, с которым «активисту» надо «бороться», — расизм, нацизм, ксенофобию, гомофобию, русофобию и другие пропагандистские страшилки, их надо сочинять самому. То, что есть десятки задокументированных случаев со всеми доказательствами (в соцсетях их собрал Артис Шлосбергс), когда в Латвии происходит прямо противоположное — нападают на латышей, украинцев, на тех, у кого к одежде прикреплен украинский флажок, или на тех, кто в публичных дискуссиях осуждает агрессию России в Украине. Но это Целминьша не интересует. Там ему было бы сложно получить политический капитал.

Кто же он такой, этот Целминьш? Он, как и упомянутый Эндзиньш, социально очень активный, можно даже сказать гиперактивный деятель, который не видит никаких моральных препятствий для достижения своих целей. Девиз таких лиц прост, как сапог: мир полон овец, и грех их не стричь. Именно для этого они и предназначены.

В Твиттере сохранилась некая переписка за август 2014 года, когда Целминьш еще работал в Англии. Из этой переписки не совсем понятно, как Целминьш выманивал деньги у своей жертвы, но можно догадаться, что Целминьш в Лондоне работал по схеме, которую мы часто можем наблюдать на Рижском автовокзале: «потерял бумажник, прошу одолжить деньги на билет домой». Целминьш, правда, выдавал себя за «бедняжку», потерявшего ключи от квартиры. На вопрос одного из пользователей Твиттера: «Значит ли это, что Микс Целминьш мошенник?», жертва Целминьша в английском стиле отвечает: «Пока я не увижу денег на своем банковском счете, не могу исключить такую возможность».

Целминьш также написал сам о себе в «Википедии». Сказать, что хвалебно, было бы ничего не сказать. В статье утверждается, что «Целминьш повлиял на жизнь миллионов молодых людей во всей Европе и Индии» («Hе has impacted the Lives of Million Young People Across Europe and India»). Нескрываемая мания величия, без малейших тормозов. Редакторы «Википедии» заметили это нарушение правил сайта (не писать о себе), и статью удалили.

Ответ на вопрос, кто такой Микс Целминьш, может быть таким: Артус Кайминьш и Никс Эндзиньш в одном флаконе. Воспитанный в духе «современной» вседозволенности и омнипотенции (всемогущества) «бескомплексный» персонаж.

Но его разжигающие ненависть записи лайкнули не только такие активисты из партии «Прогрессивных», как Сельма Левренце и Петерис Винькелис, но и экс-министр внутренних дел Мария Голубева из «Движения За!». Похоже, такого рода действия Целминьша по сердцу руководству партии.

Видимо, руководство «Движения За!» понимает, что в ситуации спокойных и дружественных отношений между общинами на их голый партийный крючок никто не клюнет, и единственная надежда вернуться в большую политику — максимально мутить воду, разжигать внутреннее напряжение. И тогда уже в этой мутной воде, возможно, удастся поймать нечто большее, чем нынешнее государственное финансирование.